Взаимодействие завуча, директора и организатора

Важным участком совместной деятельности завуча и организатора является работа с педагогически запущенными, больными и так называемыми трудными детьми, ибо заместители директора школы прежде всего ответственны за разработку правильных, педагогически целесообразных форм и методов воспитания именно этих учащихся и на уроке, и во внеурочное время. Именно завуч и организатор должны верно сориентировать классных руководителей и учителей, вооружить их конкретной методикой работы с трудными, вселить в педагогов веру в результативность предпринимаемых усилий. На практике бытуют различные точки зрения по вопросу о трудных. Поэтому крайне важно сформировать единое отношение к трудным со стороны педагогического коллектива и как результат – единство действий.

Четкое определение и разграничение функций завуча и организатора должны устранить противоречия и взаимные недовольства. Необходимо, чтобы и завуч и организатор ясно представляли, во имя чего делается это разграничение. Некоторые полагают, что исключительно ради равномерного распределения нагрузки по управлению учебно-воспитательным процессом. В какой-то мере это действительно так, но главное в другом – распределение функций необходимо для правильной организации взаимодействия руководителей школы при выполнении своих обязанностей. На этом вопросе необходимо остановиться подробнее.

Завуч и организатор, как никто другой в школе, должны понимать, чувствовать и осуществлять единство учебно-воспитательного процесса. Стороны этого процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, оба главных компонента деятельности школы тесно взаимодействуют друг с другом и по целям, и по задачам, и по содержанию, и структурно, и функционально, обогащая друг друга в процессе взаимодействия. Поэтому завуч должен хорошо знать внеурочную воспитательную работу, С тем, чтобы использовать ее результаты для совершенствования учебного процесса и требовать этою от учителей-предметников.

Возьмем только один пример. Не секрет, что многие ребята раскрываются лучшей стороной, увы, не на уроке, а в походах, трудовых делах и т. п. и учителя «теплеют» в учебной работе с ними после этих внешкольных мероприятий, ищут более тонкие, более сложные пути улучшения учебы этих ребят и добиваются положительных результатов. Именно во внеурочной воспитательной работе педагоги-предметники нередко делают открытия и в своих «благополучных» учениках, обнаруживая у некоторых из них эгоизм, отсутствие доброты и другие отрицательные качества. Вместе с этим и учителя во внеклассных делах нередко раскрываются для ребят (и коллег) неожиданной, новой стороной своей личности, после чего устанавливаются хорошие, а нередко нормализуются бывшие плохими отношения с учащимися.

Завуч должен знать внешкольную и внеклассную воспитательную работу еще и потому, что результаты обучения, знания, полученные учащимися на уроке, реализуются чаще всего во внеурочной работе (за большую часть которой отвечает организатор), в различных формах общественно-политической практики: лекторской группе, агитбригаде, работе школьного музея, радиостудии, в кружке по подготовке ребят к вступлению во взрослую жизнь и т. п. Но и организатор может успешно реализовать свои функции, только хорошо разбираясь в учебном процессе.

Одной из самых распространенных ошибок в работе заместителей директора школы является замыкание каждого из них в границах «своих» участков («Я отвечаю за уроки, и воспитательная работа меня не интересует», – заявляет завуч; «Мое дело – внеклассная и внешкольная работа, а что и как там на уроках – это дело завуча», – полагает организатор). В этом случае функции завуча сужаются и ограничиваются лишь учебными делами школы, в то время как функции организатора расширяются: ему поручается вся внеурочная воспитательная работа.

И хотя такое положение неправильно, но не это главное. Главное в другом: искусственно разрывается единство учебно-воспитательного процесса. Тесное взаимодействие, координация, а при необходимости и взаимозаменяемость, объединение усилий завуча и организатора обеспечивают правильность и единство оценок в работе, требований к учащимся и учителям, содействуют созданию гармонии и взаимопонимания "не только между этими педагогами, но и во всем учительском коллективе.

Иногда сложности во взаимодействии завуча и организатора возникают по вине директора: в результате нерационального распределения им участков деятельности между своими заместителями и неправильного порядка подчинения и соподчинения между руководителями школы. В частности, нередко игнорируется тот факт, что позиция организатора определяется его положением (на правах заместителя директора школы). Отсюда ошибки двоякого рода: или директор поручает организатору участки, которыми он сам должен руководить (например, работу с родительским комитетом школы), или, наоборот, ограничивает его деятельность только какой-то одной сферой (например, работой в микрорайоне). В обоих случаях это усложняет труд организатора, делая невозможным выполнение возложенных на него функций, приуменьшая его роль в управлении внеклассной и внешкольной воспитательной работой.

Смотрите информацию плинтус Ultrawood у нас.


Работа в школе:

Пути повышения эффективности работы организатора
Организатор и классные руководители
Помощь классным руководителям со стороны организатора
Организатор и учителя
Разработка направлений внеклассной работы
Организатор и старший вожатый
Организатор и военный руководитель школы