Взаимодействие классного руководителя и организатора

Не менее важно личное участие организатора в работе с тем или иным классом. Понятно, что организатор действует не вместо классного руководителя, а вместе с ним. Конечно, в условиях школы не всегда можно и нужно действовать методом показа. Однако в интересах коллектива учащихся, для укрепления авторитета классного руководителя это иногда необходимо.

Если в классе возникла конфликтная ситуация, в которой, как правило, бывают в чем-то неправы отдельные ребята, в чем-то неправы учителя или классный руководитель, задача организатора – активно вмешаться, побеседовать и с той и с другой стороной, разъяснить неправоту каждого, снять накал страстей, направить людей в русло нормальной рабочей жизни.

Работая с учащимися, важно помнить об этической стороне отношений, т. е. ничего не делать в классе, не посоветовавшись с классным руководителем, не поставив его в известность о тех или иных беседах с ребятами. Организаторы, которые не думают об этике взаимоотношений с учениками, невольно своей деятельностью могут подрывать, умалять авторитет классного руководителя и тем самым наносить ущерб делу воспитания, осложнять педагогам работу. Классные руководители охотно принимают помощь организатора, но очень болезненно переживают и справедливо протестуют, когда что-либо в их классе делают за них, пусть даже из самых лучших педагогических соображений.

Деятельность организатора должна укреплять авторитет классных руководителей, и если помощь его, пусть даже неумышленно, не служит этой цели, то такая помощь вредна и ее нужно немедленно прекратить. Когда организатор щедро помогает классному руководителю подготовить мероприятия с классом, а не выполняет за классного руководителя его функции, то осложнений обычно не возникает. Особенно важна помощь учителям в их работе с педагогически запущенными подростками. Здесь главная задача – верно сориентировать классных руководителей, вооружить их конкретной методикой, вселить в них веру в результативность работы с этими школьниками. Действительно, некоторые классные руководители ежедневно тратят много времени и сил на педагогически запущенных учеников, но при частых неудачах теряют веру в перспективность этой работы. В настроении педагогов появляется какая-то безысходность, сомнение в возможности перевоспитать таких ребят, и тогда возникает вредная концепция: от трудных надо избавляться...

Организатор объясняет классному руководителю, что начать нужно с тщательного, всестороннего и доброжелательного изучения личности педагогически запущенного школьника, выяснить, каковы его семья и окружение, стихийные компании, в которых он проводит значительную часть времени, каковы его интересы и стремления, состояние здоровья. Только так можно установить правильный диагноз для определения путей и средств «лечения». Разъясняя методику работы с такими школьниками, организатор стремится внушить классным руководителям мысль о том, что педагогически запущенным ребятам из неблагополучных семей в первую очередь не хватает теплоты и внимания, простого человеческого участия в их судьбе, старается сделать так, чтобы школа по возможности компенсировала недостатки семейного воспитания.

Заметим, что в работе некоторых учителей и даже классных руководителей иногда проявляется тенденция сводить разговор с родителями, у детей которых не все благополучно в школе, либо к констатации неудовлетворительной успеваемости и поведения их сына (дочери), либо к обвинению семьи (во многих случаях обоснованному) в том, что родители устранились от контроля и помощи своему ребенку. Подобные беседы с родителями, за редким исключением, безрезультатны, а если и появляются какие-то сдвиги, то на очень короткое время. Более того, классные руководители после таких бесед остаются неудовлетворенными, у родителей появляются обида на учителей, беспомощный гнев, контробвинения в адрес школы (тоже, кстати сказать, нередко обоснованные). Возникает конфликт.


Работа в школе:

Организация помощи классному руководителю
Организатор и ученический коллектив
Организатор и общешкольный коллектив
Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят
Воспитательные результаты субботника
Поддерживать сложившиеся традиции в школе