Воспоминания выпускников школы

Огромную пользу организатору для объективной оценки проводимой школой воспитательной работы может оказать ретроспективный анализ, проведенный с помощью выпускников школы – рабочих, служащих, студентов. Своеобразная двойственность позиции по отношению к школе позволяет этим людям глубоко и весьма точно оценивать работу школы, ее детской организации, учителей. В чем же эта двойственность? С одной стороны, недавние выпускники хорошо помнят себя учениками и оценивают прошлое именно с «ученических» позиций. Это позволяет им понять положение нынешних учащихся, смотреть и оценивать все как бы глазами школьника. С другой стороны, они уже самостоятельные, достаточно зрелые люди, возможно, уже сами ставшие родителями. Это значит, что они оценивают школьную жизнь осмысленно, не по-школярски, а глазами взрослого человека: все мелочное, второстепенное, ребяческое критически отвергнуто, а существенное, наиболее эффективное выделено. В качестве примера приводим беседы с группой выпускников через два года после окончания школы:

«Учителя делали для нас и вместе с нами титаническую работу, но далеко не все эффективно и не все нужно в таком объеме. Много было лишнего, изнуряющего и нас и педагогов. Вот взять хотя бы еженедельные беседы о нравственности на классных часах. Сколько их было в году! А ударных трудовых субботников всего два: когда спасали урожаи капусты на овощной базе и когда собирали макулатуру. Поход за последний год был всего один. Хотя на субботниках и в походе мы во сто крат быстрее и ощутимее представляли себе, что значат в жизни такие нравственные категории, как дружба, чуткость, честность, долг, честь, воля и т.д. Практических дел должно быть больше».

«Я очень любил и люблю свою школу и именно поэтому хочу сказать о том, что было несовершенно, от чего нужно избавиться. Когда мы были пяти-шестиклассниками, мы восторженно готовились к сборам, ждали их, стремились принять в них личное участие. В конце VII и, особенно, в начале VIII класса наши сборы превратились в спектакли, где мы шаблонно играли уже давно известные нам роли. Было послушание, повиновение, но восторг, интерес прошел. Нас тянуло к старшим, к работе на стройке, в трудовом лагере, к диспутам, а с нами работали, как с четвероклассниками. Я помню, какое удовлетворенное лицо было у нашего классного руководителя после одного такого красивого сбора в начале VIII класса и какими недовольными были мы. Конечно, когда мы вступили в военную разведку, все стало на свои места, но работу по нашей подготовке к приему следовало бы начать гораздо раньше, еще в VII классе».

«Мои любимые учителя, часто говоря о том, что школа нас подготавливает к самостоятельной жизни, имели в виду прежде всего помощь в правильном выборе профессии. Это, конечно, немало, и я очень благодарна школе за это. Но, думается, вопрос подготовки к жизни гораздо шире, и здесь мне есть что посоветовать учителям. Я считаю, что нас мало сталкивали с реальной жизнью, мало учили разбираться в сложных ситуациях. Нам жизнь показывали «дистиллированно», как бы через розовое или голубое стекло, и учителя нас от этого иллюзорного видения мира не только не предостерегали, но и способствовали ему. Вот я после окончания школы попала и в сложный рабочий, и в трудный студенческий коллектив. Столкнулась, к сожалению, и с ложью, и с непорядочностью, а бороться против этих явлений не умею. В школе все было гораздо проще, яснее, организованнее. А зачем? Ведь это же искусственно созданные условия. Жизнь сложнее, противоречивее, а мы беспомощны перед ее сложностью, противоречиями».

Немалую пользу для ретроспективного анализа воспитательной работы могут оказать и письма выпускников, присланные в школу из армии, студенческого строительного отряда, из экспедиции и пр.:

«В стройотряде многие мои товарищи проходили довольно долгий и небезболезненный период адаптации, а мне было сразу ясно и легко. Я это отношу целиком за счет подготовки, которую прошел в школьном туристско-трудовом лагере. Спасибо школе за то, что у нас есть такой лагерь. Я знаю, как это трудно для учителей – в свой отпуск отрываться от семей, организовывать наш труд и отдых летом. И тем не менее нельзя дать погибнуть этой замечательной школьной традиции. Наш лагерь – это «изюминка» школы, то, что окупается сторицей, это то место, где мы растем и мужаем. Всем этим могут гордиться и учителя школы, и выпускники».

Простым и в то же время весьма эффективным является метод оперативного разбора (анализа) проведенного мероприятия: собрания, субботника, похода, одного дня работы трудового лагеря – с группой его основных организаторов. Здесь очень важно соблюсти два условия: во-первых, разбор должен быть проведен, как говорится, по горячим следам, сразу после окончания мероприятия, а не на следующий день, ибо непосредственные впечатления, сохраняя в памяти все детали, значимые мелочи, дают много информации для размышления, для последующего логического анализа процесса воспитания. Во-вторых, разбор имеет смысл только при свободном, откровенном высказывании мнений и только среди людей, правильно, спокойно и без обид воспринимающих критические замечания. Если при разборе на мнение старшеклассника: «Я считаю слабым местом...» – кто-нибудь, прервав, ответит: «Ты бы сам сначала попробовал организовать...», то весь анализ бессмыслен. Дело в том, что достоинства проведенного мероприятия, его сильные стороны обычно более очевидны, поэтому наиболее ценны замечания, выявляющие слабые места, то, что не удалось. Разумеется, взрослым на таком разборе целесообразно выступать после ребят.

Самая детальная информация доска объявлений украина на нашем сайте.


Работа в школе:

Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность
Необходимые качества организатора