Воспитательные результаты субботника

Особого внимания педагогов требуют случаи неявки отдельных ребят на субботники. Причины неявки, как правило, гораздо сложнее, чем просто разгильдяйство или безответственность. Об этом свидетельствуют объяснения ребят: «Я считаю, что сбор бумажного мусора – нерациональная трата человеческой энергии, поэтому и не пришел на субботник», «У меня была тренировка по баскетболу в спортивной школе. Не мог же я из-за сбора бумаги подвести всю команду – там ведь тоже коллектив», «Явка на субботник – дело добровольное...» В таких случаях вредна поспешность в выводах (причины могут быть действительно уважительными) и вовсе недопустимы административные наказания, которые могут создать только иллюзию исправления, а на самом деле школьник останется с прежними взглядами. В случаях бесспорных изъянов нравственного воспитания учащихся необходим целый комплекс воздействий – через коллективное общественное мнение в школе, в классе, через семью, через убеждающее слово учителя.

Еще до субботника у членов штаба возникает немало достаточно сложных вопросов: с кем должны собирать бумагу вожатые – с отрядом или со своим классом? Нужно ли устанавливать минимальную норму сбора бумаги на каждого ученика? Как учитывать труд ребят, занятых на погрузке: ведь они не могут собирать бумагу в счет класса?

Ценный педагогический материал, дающий организатору и всем педагогам пищу для размышлений о результативности воспитательной работы, представляют, наряду с количественными показателями, мнения ребят, высказанные в стенгазетах, «молниях», специальных анкетах:

«Честно говоря, шел на субботник только потому, чтобы потом не прорабатывали. А ушел после субботника счастливым: я впервые почувствовал радость коллективного труда, меня увлекло то, что все были едины в стремлении лучше работать», «Я всегда себя отлично чувствую после настоящего дела», «Мне субботник понравился тем, что мы сделали полезное и нужное для Родины дело», «Мои родители и старшин брат – рабочие. Они в одно время с нами трудились на субботнике на своих заводах. Вечером, когда собралась вся семья, мне тоже было что рассказать. Работая на субботнике, я глубже поняла смысл слов о том, что «только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими гуманистами», «Наша школа собрала рекордное количество бумаги. Радостно было смотреть на работу товарищей. Я испытываю чувство гордости за наш коллектив, за школу».

Интересный материал для представления о том, насколько дела школьников соответствуют их словам, можно получить, сопоставив оценки, полученные старшеклассниками на зачете по работе В. И. Иванова «Великий почин», и конкретный трудовой вклад каждого из них на гуманистическом субботнике.

Одно существенное замечание. Организатор должен приложить все силы к тому, чтобы обеспечить своевременный вывоз макулатуры. Ссылки на нерасторопность конторы «Главвторсырье», на отсутствие транспорта не могут служить оправданием, ибо, если дети видят, что собранная ими макулатура мокнет под дождем, разлетается или, что еще хуже, ее сжигают взрослые, нравственный воспитательный урон здесь непоправим. Самая блестящая организация субботника обесценивается, когда дети получают наглядный урок формального, неуважительного отношения к своему труду.

Каковы же основные условия, обеспечивающие высокие результаты этого коллективного трудового дела? Главными, определяющими явились высокий идейно-политический накал, общественная значимость мероприятия, опора в подготовке и проведении субботника на детские организации, учет индивидуального вклада каждого школьника в общее дело, построение всей работы на принципах самоуправления, высокий эмоциональный настрой, умело организованное соревнование, педагогическая инструментовка отдельных этапов субботника, личное участие организатора, учителей в общем со школьниками труде, единство позиции педагогов, привлечение к участию в субботнике членов семьи ребят, шефствующих предприятий и общественности микрорайона.

Нетрудно видеть, что педагог, работающий на правах заместителя директора школы, выступает здесь не только и не столько как лицо, выполняющее организационно-распорядительские функции. Он прежде всего воспитатель, вдохновитель, при необходимости – инициатор, помощник, методист, душа н мозг общешкольного мероприятия, иначе говоря, педагог. Он здесь вместе с детьми, в центре ученического коллектива, он – его организатор.

Важнейшим результатом субботников, смотров, конкурсов, других общешкольных мероприятий должно стать развитие у учащихся чувства коллективизма. Это развитие можно оценить по таким признакам, как стремление ребят и после завершения мероприятия быть вместе с товарищами, делиться своими наблюдениями, радостями, достижениями и огорчениями, добровольное подчинение уполномоченным коллектива, возросшая требовательность к товарищам и бескорыстная помощь им, возникновение новых дружеских связей после общешкольного мероприятия, чувство гордости за коллектив школы, готовность к защите чести коллектива и др. Проявления этих признаков сравнительно легко наблюдать.

pedant.ru


Работа в школе:

Поддерживать сложившиеся традиции в школе
Организатор и классные коллективы
Организатор и внеучебные объединения школьников
Организатор и неофициальные объединения школьников
Организатор и индивидуальная работа с учащимися
Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью
Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности