Вопросы для объединения учителей

Планируя вопросы для обсуждения, организатор может исходить из разных принципов – проблемности, оперативности, взаимной информации. Каждый из них обладает определенными достоинствами.

Так, строя работу на принципе проблемности, методическое объединение избирает на учебный год (полугодие) единую проблему, посвящая отдельные заседания обсуждению входящих в нее вопросов. Например, в связи с темой «Развитие познавательной активности школьников во внеурочной воспитательной работе» последовательно рассматриваются вопросы: «Особенности формирования познавательных интересов учащихся в современных условиях», «Классная организация в борьбе за глубокие и прочные знания школьников», «Методика организации в классе общественного смотра знаний», «Применение знаний в общественно полезной деятельности учащихся»; в связи с темой «Профессиональная ориентация школьников» – «Формирование жизненных планов старшеклассников», «Изучение профессиональных намерении учащихся», «Организация профпросвещения», «Участие школьников в общественно полезном производительном труде как один из главных путей их профессиональной ориентации», «Воспитание у школьников уважения к труду и людям труда», «Совместная работа классного руководителя и родителей по подготовке школьников к выбору профессии» и т. д.

При таком подходе члены методобъединения получают возможность вместе обсудить содержание и методику решения той или иной сложной воспитательной проблемы, обменяться опытом, выработать единую педагогическую позицию. И это, безусловно, нужно, хотя и касается лишь одной (правда, очень важной) стороны внеурочной воспитательной работы.

Предупредить забвение текущих дел помогает принцип оперативности, когда члены методобъединения коллективно обсуждают подготовку предстоящих мероприятий или анализируют проведенные: общешкольное родительское собрание, или сбор дружины, или туристский слет, или план работы на зимние (весенние) каникулы, или работу в летнем трудовом лагере и т. п. Своевременное напоминание, советы по проведению дел, координации сил – все это направлено на достижение эффективности предполагаемого мероприятия за счет максимального вклада каждого педагога в общий коллективный труд.

Каков этот вклад в реальности? Что делается в школьном музее, клубе, секции, в каждом классе, в каждой параллели? Как взаимодействуют между собой классные руководители? Организатор, как правило, располагает по каждому из этих вопросов более или менее полной и подробной информацией, полученной, так сказать, по собственным каналам. Сами классные руководители и учителя часто очень мало знают о воспитательной работе коллег, что в целом отрицательно сказывается на деятельности каждого из них. Преодолеть этот недостаток помогает принцип взаимной информации, предполагающий, чго на каждом заседании методобъединения слушают сообщения (не отчеты, а именно сообщения!) нескольких его членов о воспитательной работе (в классах такой-то параллели, в тех или иных объединениях учащихся). Сразу обо всех сторонах работы сообщить невозможно, поэтому, конечно, конкретно говорится или об одном из проблемных вопросов, обсуждаемых в этот раз, или о каком-то другом участке деятельности (нравственное воспитание, организация самоуправления, работа с трудными).

Ни один из этих принципов сам по себе не является предпочтительным. Очевидно, что успех работы методобъединения может принести лишь целесообразное их сочетание, которое обеспечивает организатор, учитывающий возможности и потребности и внеурочной воспитательной работы, и осуществляющих ее педагогов.

Серьезного внимания требует и организационная сторона дела. Иногда даже в крупных школах создают единое методическое объединение по воспитанию, в которое входят все классные руководители IV – X (XI) классов, а порой и учителя начальной школы. Им руководит директор или организатор. Такое объединение собирается несколько раз в течение учебного года и, по мнению учителей, является вариантом педсовета. Работа ведется без определенной, заранее спланированной тематики, обсуждаются лишь текущие вопросы, возникающие в связи с подготовкой общешкольных мероприятий – праздников, вечеров, слетов, родительских собраний. Заседания длятся подолгу, отнимают много времени, а эффективность их минимальна.

загородная недвижимость москва


Работа в школе:

Разноплановое содержание воспитательной работы
Организация методической помощи педагогам
Налаживание работы педагогического коллектива
Взаимодействие классного руководителя и организатора
Организация помощи классному руководителю
Организатор и ученический коллектив
Организатор и общешкольный коллектив