Вопросы для анализа воспитательной работы

Среди организаторов бытует мнение, будто наблюдение является не только достоверным, но и вполне достаточным для анализа источником информации. Не умаляя значения этого важного педагогического метода, следует заметить, что только полученная разными путями, из разных источников, отобранная по различным критериям многообразная информация дает полное представление о состоянии внеурочной воспитательной работы. Поэтому информацию для анализа нужно собирать и другими методами, например с помощью различных видов опроса.

Иногда опрос проводится как своеобразное интервью – в беседе организатора с учеником или группой школьников. Вопросы предварительно разрабатывают, располагают в определенной последовательности, создают необходимую атмосферу доверия, искренности между беседующими. Педагог не должен быть сухим и прямолинейным (задал вопрос – зафиксировал ответ); ему важно быть активным, наводящими вопросами корректно помогать собеседнику разобраться в предмете разговора; важно учитывать и психологическое состояние школьника. Организатор обязан с уважением отнестись к любому мнению учащегося, для которого далеко не безразлична реакция педагога. Каждый активно настроенный школьник хочет, чтобы его наставник был не пассивным слушателем, а доверительным партнером в беседе. Необходимо также соблюдать чувство меры в продолжительности опроса, учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребят. Всякая перегрузка но времени, количеству вопросов и сложности их содержания снижает полноту и достоверность полученной от детей информации. Проводя интервью с группой школьников, надо помнить, что подростки стараются друг перед другом выглядеть лучше, умнее, более сведущими, стремятся казаться начитанными, знающими. Поэтому их ответы не всегда достаточно достоверны, и это нельзя не учитывать. В групповой беседе по поводу одного и того же факта, его оценки нужно формулировать разные вопросы, обращенные к каждому конкретному ребенку.

Весьма результативный метод сбора информации для анализа воспитательной работы – анкетирование. Этот метод имеет много общего с интервью (беседой): педагог ставит вопросы и получает на них ответы. В отличие от беседы, анкета предлагает сравнительно жесткую логическую конструкцию, которая остается неизменной на всем протяжении опроса. У анкеты есть ряд неоспоримых достоинств: она позволяет за сравнительно короткое время собрать информацию сразу от большой группы подростков и старшеклассников. При правильном проведении анкетирование исключает возможность влияния ребят друг на друга; полученные ответы достаточно легко обрабатываются и обобщаются. Метод анкетирования особенно плодотворен для изучения общественного мнения, нравственных, эстетических оценок, даваемых учащимся тем или иным явлениям.

Анкеты называют открытыми, если педагог не ограничивает варианты ответа на вопрос.

Полезный материал для анализа воспитательной работы за учебный год дает, например, такая простая открытая анкета из пяти вопросов:

1. Какие общешкольные (классные) дела, мероприятия, в которых ты участвовал в оканчивающемся учебном году, ты считаешь самыми интересными?

2. Какие дела ты считаешь скучными, ненужными, формальными, от которых следовало бы отказаться в новом учебном году?

3. Что нового ты предлагаешь включить в план нашей работы на будущее?

4. Что тебя не удовлетворяет по взаимоотношениях ребят вашего класса?

5. Что ты считаешь главными достижениями вашего классного коллектива?

Нетрудно видеть, что 30 – 40 мнений ребят по каждому из вопросов дадут организатору интересную информацию для размышлений, для анализа. С их помощью организатор может сориентироваться в мнениях, в обстановке, наметить вопросы, требующие специального, более подробного и более сложного изучения.


Работа в школе:

Анализируя ответы старшеклассников
Воспоминания выпускников школы
Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора