Влияние воспитательной работы на формирование личности

Известно, что личность школьника формируется под влиянием многих факторов: семьи, школы, «улицы». Среди них деятельность педагогов, благодаря ее целенаправленному воспитывающему характеру, оказывается нередко фактором и самым решающим, и самым ответственным. Одна из важных задач педагогического анализа воспитательной работы состоит в том, чтобы вскрыть, в какой мере воздействия школы, учителя, коллектива выполнили свою ведущую роль в развитии личности школьника, как они связаны с влиянием семьи, общественности, свободного общения, с усилиями самого школьника по самовоспитанию. Начинающие организаторы часто рассматривают свои действия, эффективность используемых методических приемов воспитания в отрыве от влияния родителей, сверстников школьника, от особенностей его личности. Таким образом сводится на нет возможность познания и использования закономерностей развития этой личности. Поэтому необходимо анализировать все стороны любого педагогического явления в их неразрывном единстве.

Важнейшее требование к анализу воспитательной работы – его непрерывность. По существу, каждое целенаправленное воздействие на ребенка и восприятие школьником данного воздействия нуждаются в немедленной оценке для определения следующего шага педагога. Более развернутым, но таким же безотлагательным должен быть анализ каждого воспитательного мероприятия. Наконец, необходимо систематически анализировать жизнь детских коллективов (класса, молодежной организации, кружка, секции, клуба, штаба). Результаты такого многоуровневого анализа в совокупности дают общую картину эффективности воспитательной работы и помогают определить коррективы, которые необходимо в нее внести. Только в этом случае педагогический анализ становится непрерывно действующим регулятором всего воспитательного процесса.

В аналитической деятельности организатора можно условно выделить две стороны: 1) сбор информации и 2) ее переработку, или собственно анализ. Нередко обе они осуществляются одновременно.


Работа в школе:

Методы получения информации для анализа
Анализ фактов в процессе наблюдения
Вопросы для анализа воспитательной работы
Анализируя ответы старшеклассников
Воспоминания выпускников школы
Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса