Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью

Значительное воспитательное влияние оказывают на формирование личности школьника семья и общественность. Использование этих многообразных влияний – в сочетании и единстве с воздействиями школы – содержит в себе большие воспитательные возможности. Мы не случайно подчеркнули мысль о сочетании и единстве достаточно различных по характеру воздействий. Семья и общественность и без школы (а иногда, к сожалению, даже вопреки ей) влияют на личность растущего человека. Однако воспитательные возможности различных источников влияния реализуются далеко не полностью.

Школа – одна – не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей, товарищей и взрослых по месту жительства, во внешкольных учреждениях, от шефствующих предприятий; да это и не нужно, потому что без такого рода внешкольных связей сужается, ограничивается развитие личности. Но школа может и должна педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, как бы включить их в систему своей воспитательной деятельности, в доступных пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные, кадровые возможности государственного учебно-воспитательного учреждения.

В связи с этим возникают, по меньшей мере, две организационно-педагогические задачи: 1) координация воздействий на учащихся школы с воздействиями семьи, производственных коллективов и общественности; 2) педагогическая и методическая подготовка родителей, производственников и общественности к участию во внеурочной воспитательной работе со школьниками.

«Система внешкольной воспитательной работы с учащимися, – указывается в методическом письме Министерства просвещения «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы», – строится на максимальном использовании воспитательных возможностей семьи, общественности но месту жительства учащихся, шефствующих производственных коллективов, внешкольных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций». Эта работа проводится силами всего педагогического коллектива, возглавляет ее директор школы. Существенная роль принадлежит организатору, который должен привлечь имеющиеся вне школы – особенно в микрорайоне – воспитательные возможности, говорится далее в методическом письме, «для развития разносторонней общественно полезной деятельности школьников, налаживания их разумного досуга».

За последнее десятилетие практически все школы развернули ту или иную работу с семьей, производственными коллективами, общественностью в своих микрорайонах и за их пределами. В то же время (насколько можно судить по наблюдениям за деятельностью школ, беседам, с одной стороны, с директорами школ и организаторами, учителями и классными руководителями, учащимися, а с другой – с родителями, работниками ЖЭКов, культпросветучреждений, членами микросоветов и советов содействия семье и школе предприятий) эта работа в ряде случаев развивается больше вширь, чем вглубь.

В известной мере это можно объяснить безусловной сложностью данного вида деятельности, недостаточной отработанностью ее содержания и форм в массовом опыте школ. Другая причина, усугубляющая первую, – попытка ряда ЖЭКов и других учреждений всю работу переложить целиком на школу, в частности на организатора. Наконец, третья причина – педагогическая неподготовленность родителей и общественников к работе с детскими коллективами различного количественного и возрастного состава. Поскольку работа с внешкольными учреждениями не всегда сразу дает видимые практические результаты, многие организаторы воспринимают ее как некое вынужденное дело, якобы органично не присущее внеурочной воспитательной работе, и поэтому склонны ограничивать свои функции только рамками школы. Между тем передовой опыт убедительно свидетельствует, что взаимодействие с семьей и общественностью оказывается эффективным, если осуществляется школой комплексно – в работе и с учащимися, и с их родителями, и с общественниками, дифференцированно – в соответствии с особенностями каждой из этих групп, наконец, в педагогическом единстве с тем, что делается в самой школе.

В качестве основных звеньев здесь следует выделить: во-первых, привлечение всего взрослого населения микрорайона к воспитательной работе с учетом глубокого знания их интересов и воспитательных возможностей, во-вторых, помощь общественности в определении содержания и выборе форм воспитательной работы, в-третьих, организация методической помощи общественности». Рассмотрим эти звенья более подробно.

Сайты игр на деньги tdcttm.ru/sayty-igr-na-money.


Работа в школе:

Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности
Организация взаимодействия
Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона
Пути взаимодействия школьников и организатора
Организация работы с общественностью
Анализ внеурочной воспитательной работы