Содержание и структура плана

Содержание раздела «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа» органически вытекает из целей воспитания и задач, стоящих перед школой в новом учебном году. Что же касается структуры раздела, то она не может быть шаблонной, но зависит от сложившегося опыта планирования, традиций, специфики школы, количества параллельных классов и других конкретных факторов. Важно, чтобы структура была целесообразной, удобной для работы и включала все необходимые направления воспитания. Не отрицая возможности иного построения плана, мы рекомендуем читателю вариант, основанный на «Примерном содержании воспитания школьников».

1. Вводный раздел.

2. Работа с коллективом учащихся.

3. Методическая работа с учителями и классными руководителями по вопросам воспитания учащихся.

4. Совместная работа школы, семьи, шефствующих предприятий и общественности.

5. Учет, контроль и анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Во вводном разделе прежде всего анализируются причины успехов и недостатков в работе. Сначала характеризуются положительные результаты внеурочной деятельности школы в прошедшем году, наиболее значимые мероприятия, итоги трудовых дел (например, количество отработанных дней и часов на стройке, заводе, в колхозе, собранной за год макулатуры), культурно-массовые, спортивные достижения школы, лучшие традиции в воспитательной работе, положительные изменения в жизни школьного коллектива и т. д. Иногда организаторы сомневаются в необходимости этих сведений и выводов, полагая, что итоги работы известны и фиксация их только загромождает план. Это не так. Указанные данные фиксируют рубежи, которых достигла школа, и необходимы эти данные как отправная позиция, от которой нельзя отступать. Впоследствии, сравнивая итоги работы в новом году с этой позицией, с достигнутым в прошлом, можно увидеть поступательное движение школы вперед, успехи в развитии школьного коллектива, уровень его идейного и организационного единства, или же, напротив, можно увидеть, в чем педагогический коллектив отступил назад, что растеряно из созданного и накопленного предшествующими поколениями учителей и учащихся.

Далее следует отметить главные недостатки, выявленные на основе критического анализа прошлогодней работы. Назвать их необходимо прежде всего потому, что последовательная ликвидация пробелов во многом определяет поступательное движение школы, позволяет повысить эффективность воспитательной работы, сделать жизнь детей еще более интересной, активной. Недостатки должны быть совершенно конкретно сформулированы, например:

1) очень слабой была методическая учеба классных руководителей;

2) хотя спортивная работа в школе и велась, но в основном по инициативе учителей физкультуры; комитет фактически занял пассивную позицию;

3) слабым был анализ и контроль за деятельностью руководителей кружков, секций, клубов, их отчеты заслушивались крайне редко.

И т. д.

В плане должны быть особенно тщательно разработаны те направления и участки, которые дают возможность устранить выявленные недостатки.

Затем должны быть сформулированы конкретные задачи работы на год. Например:

1) добиться организации деятельности всех внеучебных объединений школьников полностью на принципах самоуправления;

2) сохранить и в этом году и развить такие традиции, как ...

И т. д.

Необходимость сформулировать задачи также нередко вызывает сомнения, особенно у начинающих организаторов. Это объясняется тем, что некоторые неопытные педагоги воспринимают воспитательную работу как простой набор календарных мероприятий. Неясность задач, неумение видеть конечный результат работы, создавать своеобразную идеальную модель своей деятельности – все эти недостатки существенно тормозят построение системы, снижают эффективность работы. Ясность же цели конкретизирует план, мобилизует организатора на творческое планирование, вселяет веру в свои силы, открывает перспективу в работе.

Раздел «Работа с коллективом учащихся» имеет наиболее сложную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, отражающих стороны воспитания.

http://djoycasino.com/


Работа в школе:

Нравственное воспитание и безнравственное поведение
Труд всему голова и умственное воспитание
Эстетическое и физическое воспитание юных школьников
Организация соревнования в школах будет эффективной
Подразделы запланированных мероприятий
План внеурочной деятельности школы
Методическая работа в педагогическом коллективе по вопросам воспитания