Система внеурочной воспитательной работы и организатор

Задачи повышения эффективности и качества формирования всесторонне развитой личности молодого человека, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют превращения внеурочной воспитательной работы школы в стройную целенаправленную систему. Ее создание – важнейший результат усилий педагогического п ученического коллективов. Среди основных показателей, позволяющих судить о состоянии учебно-воспитательного процесса, в письме Министерства просвещения России «О критериях оценки деятельности школы» как раз и названо «наличие системы воспитательной работы, обеспечивающей единство идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, разностороннее развитие основных видов и форм творческой общественно полезной деятельности учащихся».

Такая система представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов работы, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью системы внеурочной воспитательной работы является формирование гармонически развитой личности, ее активной жизненной позиции, подготовленности выпускника школы к труду в развитом обществе.

Система строится на основе определенных принципов. Так, принцип преемственности предполагает создание традиций, помогающих сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей. Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу. Соблюдение принципа последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей. Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение всего не только учебного, но и календарного года, позволяет пре одолевать стихийность и текучку, кампанейщину и штурмовщину.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя идейно-политическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов, детских организаций. Это содержание реализуется многообразными формами и методами работы.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализа деятельности; воспитательных усилий педагогического и детского коллективов, семьи и общественности; работы в школе и вне ее.

Система должна обладать определенными признаками. Прежде всего она выступает важной составной частью общей системы воспитания подрастающего поколения, одним из звеньев учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Все элементы внеурочной воспитательной работы должны быть направлены на достижение поставленной перед ней единой цели. Их взаимодействие и взаимопроникновение являются объективной необходимостью. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: год от года изменяются задачи, усложняются цели, содержание, структура, методы воспитательной работы, да и сама воспитательная деятельность предполагает непрерывное развитие и совершенствование.

Шнековый конвейер


Работа в школе:

Основные формы и содержание работы со школьниками
Как наладить систему воспитательной работы
Основные функции организатора
Что должно входить в обязанности организатора
Организаторские функции
Роль организатора в организации деятельности учащихся
Методические функции