Роль организатора в организации деятельности учащихся

Конечная цель любой организаторской работы – обеспечить эффективность дела или комплекса дел. И что бы в этом направлении ни делал организатор, он должен ясно сознавать конечную цель, видеть пути к ее достижению, понимать, приводит или не приводит к ней то или иное действие.

Все элементы этого вида организаторской деятельности заместитель директора школы реализует и на различных направлениях внеурочной воспитательной работы (например, идейно-политическое, трудовое воспитание, туризм), и на отдельных се участках (например, помощь секторам комитета), и в работе с разными коллективами учащихся (например, с агитбригадой, трудовым штабом, советом музея), и при подготовке конкретных мероприятий (например, субботника, митинга, занятий с активом).

Для иллюстрации рассмотрим только один, но весьма важный элемент организаторской функции – постановку задачи перед учащимися и создание настроя на работу. Представим трех организаторов, которые получили задание обеспечить работу на постоянном трудовом объекте школы – овощном базе. Максимально приблизим ситуацию к реальной: задание поступило из районного комитета партии и райисполкома накануне субботника.

Первый организатор проинформировал учащихся так: «Завтра с трех часов нас обязывают работать на овощной базе. Нужно всем явиться». Естественно, часть ребят стали говорить о занятиях в музыкальной школе, в спортивной секции, в кружке и т. п., о том, что они не были предупреждены заранее и поэтому прийти не могут. Организатор просил классного руководителя разобраться с каждым персонально и решить, кто должен будет работать. Каков же результат? Часть ребят не пришли на овощную базу, те же, кто явился, чувствовали себя обиженными, считали, что совершена несправедливость. Некоторые из них быстро ушли, сославшись на «неожиданно возникшие» срочные обстоятельства. Оставшиеся кое-как отработали и при объявлении конца субботника, побросав корзины и рукавицы, радостно побежали по домам.

Второй организатор поставил задачу иначе. Предполагая, что у некоторых учащихся появятся какие-то причины, чтобы не работать, он сказал твердо, тоном, не терпящим возражений: «Завтра в три часа все без исключения работаем на овощной базе. Кто не придет, того послезавтра будут опрашивать по всем предметам». И хотя пришли все, но работали плохо, бегали по грудам овощей, работу закончили рано и неорганизованно. Никакой радости созидательного труда ребята, естественно, не испытали, а пользы принесли мало, хотя везде в отчетах будет значиться, что субботник проведен, и школьники будут отчитываться о том, что трудились на овощной базе.

Третий организатор, обратившись к старшеклассникам, сказал так: «Ребята, колхозники пашен области вырастили богатый урожай овощей. Капуста, морковь, картофель, лук идут сплошным потоком, и районная овощная база не успевает обработать овощи для хранения. Капуста лежит в огромных буртах на улице и гниет, картофель мокнет под дождем, другие овощи стоят неразгруженными и преют в вагонах. А ведь это труд десятков тысяч людей, которые старались, любовно выращивали овощи к нашему с вами столу. Неужели же мы, будем спокойно наблюдать, как гибнет труд людей? Короче, ребята: районный комитет партии, исполком райсовета народных депутатов обратились к нам за помощью. Нужны наши рабочие руки. Мы надеемся, что вы все завтра придете: одеться по-рабочему, работаем но-ударному! Прошу сейчас бюро класса остаться, обсудить организационные вопросы, разбить класс на бригады, назначить бригадиров... Если нужна моя помощь, обращайтесь. Помните, каждый обработанный вами, спасенный от гниения килограмм овощей – это сохраненный труд наших старших товарищей, это то, что будет у всех горожан на столах весной. И еще одно пожелание: послезавтра перед учителями неприготовленными уроками не спекулировать. Ведь субботник – дело добровольное, общественное, гуманистическое». Нет необходимости подробно описывать субботник: наутро после него ребята, довольные от сознания хорошо выполненного деда, готовили «молнию», отмечали лучших в труде.

Эти примеры убедительно показывают, что все элементы организаторской функции тесно связаны и что каждый из них, в частности педагогически правильная постановка задачи и создание настроя на работу, в значительной мере предопределяет успех дела в целом.

Важнейшая задача организаторских функций – обеспечение единства педагогических требований в воспитательной работе. Специфика здесь состоит в том, чтобы добиться, по выражению А. С. Макаренко, «научно организованной системы всех влияний», системы, включающей в себя педагогический коллектив, учащихся, родителей, общественность. Вместе с тем нетрудно видеть, что успеху внеурочной работы с детьми мешает разобщенность этих сил. Отсюда вытекает еще одна важная задача – обеспечение единства действий, согласованности в работе всех этих групп людей как в самой школе, так и вне ее. Иначе говоря, речь идет об объединении усилий ученического коллектива, учителей, родителей, общественников, о четкой координации проводимых ими мероприятий, их плановости, своевременности, разумном и рациональном распределении сил для проведения работы, о едином школьном планировании внеклассной и внешкольной деятельности, об установлении организатором целесообразных контактов, о налаживании им взаимодействия всех лиц, участвующих в воспитательной работе с детьми.


Работа в школе:

Методические функции
Административные функции
Организатор и директор школы
Организатор и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Взаимодействие завуча, директора и организатора
Пути повышения эффективности работы организатора
Организатор и классные руководители