Продуманный план работы

Уже говорилось о тенденции к «флюсам» в работе школы; начинаются они с плана. Ни о каком гармоническом развитии личности школьника не может идти речи, если воспитательная работа планируется и развивается односторонне. В школах, которым присущ этот недостаток, организаторы объясняют свою позицию так: «Наши ребята увлекаются спортом, зачем же навязывать им что-то другое?», или: «Нам не под силу делать все. Школа издавна славится своей художественной самодеятельностью, вот мы эту традицию и продолжаем», или: «Сосредоточивая внимание всей школы на туризме, мы уверены, что ученики при этом получают хорошую трудовую и нравственную подготовку и учатся работе с детьми». Там, где развивают преимущественно познавательную активность ребят, ошибочно полагают, что в учебной деятельности успешно решаются и все прочие воспитательные задачи.

Бесспорно, в хорошо организованной, например, туристской работе могут решаться задачи и трудового, и эстетического, и военно-патриотического воспитания. Но ни в каком случае один вид деятельности не может полностью компенсировать отсутствие других. Нельзя не учитывать и такого обстоятельства: школьники весьма различны по наклонностям, способностям, интересам.

Игнорирование или слабое развитие хотя бы одного из направлений воспитательной работы обязательно создает в коллективе группу ребят, которым так и не нашлось дела по душе, не говоря уже об общей обедненности в этом случае жизни всего коллектива.

При неразвитости отдельных направлений внеклассной и внешкольной работы невозможно реализовать последовательность, непрерывность, массовость – эти важнейшие принципы любой воспитательной деятельности.

И еще одно существенное замечание. Планируя мероприятия в каждом из разделов плана, нужно стремиться разнообразить формы работы, чтобы не было, например, преобладания словесного воздействия над практическими, общественно полезными делами детей и наоборот.

Тщательность отбора форм работы, их целесообразность. Это требование предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, их возможностей, уровня развития, сложившихся традиций. Одна и та же форма работы для одного коллектива может быть полезной, развивающей, для другого может оказаться неэффективной, тормозящей развитие или просто непосильной. Более того, даже для одной школы некоторые формы работы, приемлемые в текущем году, могут оказаться непригодными в следующем. Требование целесообразности планируемых форм работы означает их педагогическую обоснованность. Иные организаторы рассуждают так: «Есть мероприятия – собрание, диспут, политинформация, школьный вечер, митинг, субботник и т. д. Значит, остается только «разбросать» их по месяцам, неделям, дням. Это и будет план». А вот почему следует использовать именно данную форму, а не другую? Почему потом, а не сейчас? Какая тема собрания в данный момент наиболее актуальна? Решают ли запланированные мероприятия главную задачу школы? Все эти вопросы, как правило, не анализируются, не обдумываются, не обсуждаются. Возникает так называемая педагогика мероприятий, которая справедливо и давно осуждена.


Работа в школе:

Что следует учитывать при планировании работы
Конкретность плана пригодится мистеру Фиксу
Содержание и структура плана
Нравственное воспитание и безнравственное поведение
Труд всему голова и умственное воспитание
Эстетическое и физическое воспитание юных школьников
Организация соревнования в школах будет эффективной