Методическая помощь в воспитательной работе классных руководителей и учителей

Методическая работа организатора в педагогическом коллективе призвана решить ряд задач: содействовать выявлению, обобщению и внедрению передового опыта внеурочной воспитательной работы, раскрывать индивидуальные возможности классных руководителей и учителей, развивать самообразование педагогов. Вместе с директором школы организатор определяет содержание методической работы, а также различные ее формы: фронтальные, групповые или индивидуальные.

Обсуждение проблем воспитания всем. педагогическим коллективом содействует единству учебно-воспитательного процесса, преемственности в работе, координации усилий классных руководителей и учителей, ответственных за отдельные ее участки.

При обсуждении принципиальных вопросов, связанных с организацией и содержанием внеурочной воспитательной деятельности всеми педагогами, целесообразны такие формы фронтальной работы, как педагогический совет, открытое партийное собрание, производственное совещание, школьные теоретические и научно-практические конференции.

Важно, чтобы избираемый для обсуждения вопрос соответствовал характеру того или иного учительского собрания. На педагогическом совете могут рассматриваться, например, темы: «Осуществление комплексного подхода к воспитанию учащихся», «Учет психологических особенностей школьников во внеурочной воспитательной работе», «Состояние и улучшение взаимодействия школы с семьей и общественностью», на открытом партийном собрании – «Об авангардной роли гуманистов школы в организации внеурочной воспитательной работы», «О совершенствовании содержания, форм и методов партийного руководства деятельностью школьной организации», «О формировании у учащихся непримиримости к западной идеологии и морали»; на производственном совещании – «Об ответственности членов педагогического коллектива за обеспечение внутришкольного режима», «Научная организация труда учителя и классного руководителя», «О подготовке к летней трудовой четверти», на конференции – «Воспитание школьников в процессе обучения основам наук», «Формирование активной жизненной позиции школьника», «Личность учителя как фактор воспитания» и т. д.

Организатор, определив вместе с другими руководителями школы, секретарем партийной организации или председателем местного комитета профсоюза основную проблему для обсуждения, во-первых, разрабатывает вместе с ними круг вопросов, ее раскрывающих; во-вторых, зная характер опыта и уровень возможностей педагогов, помогает им отобрать из обширного опыта главное, осмыслить и четко изложить материал; в-третьих, помогает им осуществлять принятые решения и рекомендации.

Не отрицая положительного значения фронтальной методической работы, следует отметить, что одна она не в состоянии удовлетворить конкретные профессиональные потребности каждого учителя. Этот недостаток в значительной мере устраняется при использовании в методической деятельности групповых форм, когда ведутся занятия с педагогами, объединенными общим характером работы, профессиональными интересами, возрастом учащихся, с которыми учителя прежде всего имеют дело. Здесь открывается возможность не только привлечь каждого к активному обсуждению рассматриваемых вопросов, но главное, удовлетворить потребность учителя в том, что именно ему необходимо, учесть его опыт, специфику руководимого им коллектива учащихся (класс, группа актива, клуб).

Основная форма групповой методической работы – деятельность методических объединений классных руководителей.

На занятиях рассматриваются актуальные вопросы теории и методики воспитательной работы, педагогического руководства ученическими организациями, возрастные особенности детей и подростков, организация досуга и профилактика правонарушений школьников и т. д.

Заметим, что название «методическое объединение классных руководителей» в известной мере условно, ибо отражает лишь преобладающий состав участников. Между тем к работе объединения организатор привлекает и других сотрудников школы: библиотекаря, старшего вожатого, преподавателя начальной военной подготовки, ряд других учителей.

Конкретизируя содержание деятельности методического объединения, целесообразно исходить как из тех задач, которые стоят перед внеурочной воспитательной работой школы, так и из уровня подготовки членов объединения, из специфических условий, сложившихся в данном педагогическом коллективе. Обязательным требованием является единство этого звена с другими звеньями методической работы в школе. Важно, например, организовать взаимодействие с предметными методическими объединениями. Одна из главных задач школы – дать учащимся глубокие и прочные знания, развить познавательную активность школьников. Предметные методические объединения к решению этой задачи подходят с позиций дидактических: там речь идет о воспитании в процессе обучения, об активизации деятельности учащихся в процессе овладения знаниями, о рациональных методических приемах обучения, использовании технических средств и т. д. «Воспитательное» методобъединение эту же задачу рассматривает с точки зрения развития у школьников интереса и любви к учению как главному виду труда, воспитания ответственного отношения к овладению знаниями, т. е. акцент делается на воспитательной стороне проблемы.


Работа в школе:

Вопросы для объединения учителей
Разноплановое содержание воспитательной работы
Организация методической помощи педагогам
Налаживание работы педагогического коллектива
Взаимодействие классного руководителя и организатора
Организация помощи классному руководителю
Организатор и ученический коллектив