Планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы

Правильное планирование – одна из важнейших предпосылок эффективности системы внеурочной воспитательной работы. Создать такую систему, грамотно управлять ею – значит иметь прежде всего ясную программу педагогических действий, разработать стратегию и тактику развития и совершенствования системы, цель которой – гуманистическое воспитание человека. Оно зависит от различных источников влияния и многообразных факторов воздействия на личность школьника. Предусмотреть все, с чем предстоит встретиться организатору на пути совершенствования системы внеурочной работы, невозможно. Но он должен ясно видеть общую перспективу развития школы и использовать разные факторы влияния, чтобы достичь наилучших результатов. Все эти важные в организационной работе моменты учитываются и реализуются в плане.

Особенно важна для практической деятельности организатора планомерность. Одной из основных причин перегруженности организатора является текучка. Но у этой причины есть свои, более глубокие основания: недостаточная плановость в работе, ставшая результатом невнимания к ее перспективам. Планомерность означает действия на основе предвидения, а текучка – вынужденный выход из сложившейся ситуации. Если организатор не ищет и не видит магистральных путей и средств развития системы внеурочной работы, удовлетворяется только оперативным планированием, то, естественно, снижается эффективность процесса воспитания. Целенаправленное и четкое планирование в значительной мере предопределяет хорошие результаты воспитательной работы, поскольку приводит в единство интересы общества, школьного коллектива и конкретной личности, позволяет избежать многих ошибок и отрицательных явлений, таких, например, как нагромождение случайных дел и мероприятий, суетливость, стихийность, штурмовщина, не дает организатору в суматохе мелочей упустить главное, придает воспитательной работе системность и тем самым делает ее более действенной.

Организатор имеет дело с планами перспективными (на длительное время, например на год) и рабочими (на четверть, месяц, неделю).

Годовой план внеклассной и внешкольной воспитательной работы, подготавливаемый организатором под руководством директора, есть составная часть общешкольного годового плана учебно-воспитательной работы на учебный год. Это основной официальный документ, которым руководствуется организатор в работе. На основе этого документа как своеобразной программы всех общешкольных объединений (кружков, секций, клубов, обществ и т. п.) последние также составляют и согласуют с организатором планы работы на год.

Однако никакой годовой план не может в должной мере детализировать все этапы, формы, методы, конкретные дела, реализующие воспитательные задачи. Более того, внеурочной работе присуща высокая динамичность, и в перспективном плане невозможно отразить, а тем более предусмотреть все изменения, происходящие в ходе воспитательного процесса. Поэтому и возникает потребность в рабочих формах планирования.

План работы самого организатора (рабочий, календарный) составляется им на четверть или месяц (по желанию) без какой-либо строго регламентированной формы.

Каковы же те источники, из которых черпается информация, необходимая для составления перспективного плана?

Школа – одно из идеологических государственных учреждений, и ее деятельность должна быть связана со всеми делами, начинаниями, которыми живет народ. Коллектив школы как учебно-воспитательного учреждения должен быть приобщен к жизни рабочих, колхозников, трудовой интеллигенции – к жизни тружеников, в ряды которых после окончания школы вливаются ее выпускники. Только в этом случае жизнь детей будет целеустремленной и полнокровной. Если организатор по неопытности забывает об этом, то план выглядит так, будто школа существует сама по себе, вне общества, а ее деятельность отстает от требований времени.

Другой важный источник плана – данные анализа процесса и результатов внеклассной и внешкольной воспитательной работы за прошедший учебный год, анализ критических замечаний и предложений, высказанных педагогами, учащимися, родителями, общественностью (в ходе собраний, в печати, на семинарах). Здесь требуется кропотливая работа организатора, чтобы при составлении нового плана оставить все то, что удалось в прошлые годы, что с интересом было принято школьниками, и решительно отбросить неэффективное, формальное, не удовлетворяющее запросы учащихся.

Линейные диваны элегия.


Работа в школе:

Использование традиций школы
Требования к плану
Продуманный план работы
Что следует учитывать при планировании работы
Конкретность плана пригодится мистеру Фиксу
Содержание и структура плана
Нравственное воспитание и безнравственное поведение