План внеурочной деятельности школы

Завершающий раздел плана – «Учет, контроль и анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы». Здесь намечаются мероприятия по осуществлению административного и методического контроля за выполнением планов классных руководителей, плана внеурочной воспитательной работы. Следует предусмотреть и отчеты учителей, классных наставников на совещании при директоре, на заседаниях методических объединений и т. п. Обязательно планируется периодический сбор информации о процессе воспитания в течение года. На основе такого рода материалов анализируются ход и результаты работы. Этот раздел плана невелик, но каждое планируемое здесь мероприятие требует тщательной, глубокой и долговременной подготовки и разработки.

Таковы примерное содержание и структура годового плана внеурочной воспитательной работы школы.

Заметим, что организатору важно проследить за выполнением еще одного чрезвычайно важного требования – согласованностью составленного плана с планом районных (городских) мероприятий, мероприятиями из других разделов годового плана учебно-воспитательной работы школы и пр. Их взаимное соответствие исключит дублирование мероприятий, позволит скоординировать их сроки и место проведения.

После того как определены направления работы, ее виды и формы, указаны ответственные за проведение мероприятий, продуманы и согласованы сроки тех или иных дел, работа над планом завершается оформлением его в таком, например, варианте (после вводного раздела).

Классные руководители, организаторы кружков, секций, других объединений должны включить в свои перспективные планы работы общешкольные дела. Только тогда коллективы и разные внеучебные объединения ребят смогут принять участие в реализации общешкольных дел. Для этого необходима широкая гласность составленного плана внеурочной работы.

Правильно поступают те организаторы, которые заранее вывешивают план воспитательных мероприятий на предстоящий период (месяц, четверть, полугодие). Это в общем-то несложное дело носит не просто информационно-организационный характер. Уже здесь, в этих афишах, должна быть заложена определенная мобилизующая сила, поэтому они по возможности должны быть идейно насыщенными, красочными, призывными.

Многие организаторы периодически информируют учителей на различных собраниях, совещаниях о ходе выполнения плана, о причинах срывов в работе, об изменениях, которые жизнь вносит в план.

1) на строительстве школьного спортивного зала;

2) в токарном цехе наших шефов – завода «Заря»;

3) на районной овощной базе.

Иногда организаторы высказывают такое пожелание: «Следовало бы дать какой-либо хороший план внеклассной и внешкольной работы для заимствования...» К сожалению, в практике еще не редки случаи, когда план внеурочной работы одной школы копируют другие. Кое-где рассылают в школы размноженный на ротаторе «идеальный» образец плана, где организаторам остается только расставить сроки и вписать фамилии ответственных за выполнение кем-то запланированных дел. Подобная практика не только ущербна, но и вредна. Во-первых, план – это итог коллективной работы, плод коллективного разума. Надо ли доказывать, что учет предложений и пожеланий учителей, самих ребят, учет конкретных условий, особенностей и пр. сводится на нет при копировании чужих планов. Во-вторых, повторяем еще раз: жизнь неоднократно и убедительно доказывала, что всякое механическое перенесение форм работы из одной школы в другую приводит в конечном счете к навязыванию дел, к пассивности ребят, провалам мероприятий, разочарованию учителей и активистов, неверию их в свои силы, а иногда и к активному сопротивлению педагогов и учащихся делам, запланированным таким образом. В результате школьники теряют интерес к внеурочной работе.

Использование передового опыта не имеет ничего общего с механическим перенесением форм и методов работы одних школ в другие. Обмен опытом – дело творческое, этим оно принципиально отличается от копирования.


Работа в школе:

Методическая работа в педагогическом коллективе по вопросам воспитания
Изучение педагогических кадров
Организация работы педагога с классом
Необходимость делиться опытом воспитательной работы
Методическая помощь в воспитательной работе классных руководителей и учителей
Вопросы для объединения учителей
Разноплановое содержание воспитательной работы