Основы воспитательной работы в школе

Важнейшим требованием общества к школе является усиление нравственного компонента в воспитательной работе. Активное гуманистическое начало в воспитании, раскрытие обязанностей человека перед человеком и перед обществом – настоятельное требование времени к содержанию системы внеклассной и внешкольной работы с детьми. В последние годы в печати неоднократно появлялись материалы, показывающие, что отдельные подростки и старшеклассники проявляют жестокость, цинизм, совершают демонстративные антиобщественные поступки. Для борьбы с этими отрицательными явлениями важно не ограничиваться лишь пропагандой нормативной стороны гуманистической морали, пропагандой, нередко принимающей в школе форму назидательного или абстрактного морализирования, вызывающего отрицательную реакцию молодежи. Нравственная воспитанность – это и активная общественная и трудовая деятельность школьников, и правильная оценка ими разных направлений и форм работы, это и оценка коллективом и каждым школьником общественных явлений, поведения окружающих и своих собственных поступков с точки зрения нравственного идеала.

Столь же определенна тенденция укрепления связи школы с семьей и общественностью, с коллективами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, с внешкольными учреждениями, творческими союзами и т. д.

Таковы некоторые особенности современной системы внеурочной воспитательной работы, которые следует учитывать организатору в его конкретной практической деятельности. Однако разговор об особенностях системы был бы неполным, если бы мы не коснулись главного – своеобразия школьника наших дней: именно личность подрастающего человека составляет, так сказать, живую ткань, основу нашей системы, а разностороннее развитие этой личности – цель учебно-воспитательной деятельности.

Общеизвестно, что современные дети в массе своей развиваются раньше и быстрее, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Под влиянием общественного воспитания, разнообразного и все усиливающегося воздействия средств массовой информации, в условиях НТР, роста материального благосостояния и культурного уровня семей расширяется круг интересов ребенка, как и возможности их удовлетворения и развития. Личность школьника становится не только богаче по своим потребностям, но и сложнее. Взять, например, старшеклассников. Им, по словам видного социолога И. С. Кона, присуща известная двойственность социального и психологического статуса: человек уже расстается с детством, но еще не является взрослым. Главные психологические приобретения ранней юности – открытие своего внутреннего мира, жажда «найти себя» в окружающем мире, в тех сферах деятельности, которые открываются после окончания школы. Причем сознание того, что он к чему-то готовится, наполняет юношу чувством деятельной силы, главным измерением времени для него становится будущее. Социально-политическая окрашенность самосознания старшеклассников вырисовывается все ярче. Ведь человек не может самоопределяться, не выработав своей социальной позиции, своего отношения к обществу. Самоутверждение, в свою очередь, требует деятельного, практического выхода. Стремление принести пользу людям, обществу, чтобы не превратиться в абстрактную формулу, с необходимостью предполагает определение конкретного дела (участка, места), где это можно реально осуществить. В то же время у некоторых юношей и девушек потребность в самостоятельности, свободе от мелочной опеки может выражаться в неприятии любого воздействия старших; коллективизм у них перерождается в потерю самостоятельности и собственного лица; естественный процесс «примерки» новых социальных ролей – в неспособность сосредоточиться, принять решение, сделать ответственный выбор и т. д..

Энергия и порывы юности могут оказаться и положительно, и отрицательно направленными. В этом возрасте особенно важно вооружить юношей и девушек многообразными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полнокровной сегодняшней и завтрашней жизни.

Изменение характера познавательной деятельности старшеклассников (она существенно усложняется), общественного положения в школе (они становятся старшими в детском коллективе), активное участие в общественной жизни приводят к интенсивному формированию мировоззрения, осознанию моральных принципов, усилению роли идейно-нравственных убеждений в жизни старших школьников. Им оказываются доступными сложные мировоззренческие и нравственные понятия, которые превращаются в активную побудительную силу поведения и деятельности, всего процесса идейного становления, социально-нравственного самоопределения. Почти взрослое богатство психической жизни обеспечивает мощные предпосылки активной учебной и общественной деятельности.

http://tui.ru/ ишгль туроператор по австрии.


Работа в школе:

Система внеурочной воспитательной работы и организатор
Основные формы и содержание работы со школьниками
Как наладить систему воспитательной работы
Основные функции организатора
Что должно входить в обязанности организатора
Организаторские функции
Роль организатора в организации деятельности учащихся