Основные недостатки в работе организатора и их причины

Один из самых главных недостатков деятельности организатора – перегрузка. Продолжительность его рабочего дня, ежедневная занятость делами непосредственно в школе и вне ее весьма велики. Если учесть подготовку к урокам, проверку тетрадей и т. д., то положение выглядит еще более напряженным. Организатор имеет (по аналогии с завучем) ненормированный рабочий день, но это не означает, что он должен работать без какого-либо ограничения во времени. В любых случаях должна применяться «обычная норма рабочего времени», т. е. 41 час в неделю. Между тем перегрузка существует, и значительная. Особенно велика она у начинающих организаторов и выражается в неравномерности затраты времени на разные виды деятельности, например, в течение недели. В одних случаях на проведение массовых общешкольных дел организатор затрачивает до 12, даже до 14 часов, в других – вовсе не затрачивает. Это отражение беспорядочности, скачкообразности в организации труда. Иной организатор на беседы с директором и завучем расходует в неделю 7,5 часа (что вдвое-втрое превосходит необходимую потребность), на разбор конфликтов у него уходит 8,5 часа, а на посещение воспитательных мероприятий – в четыре раза меньше.

Диспропорция в распределении времени отражает диспропорцию в распределении усилий, слепое подчинение текучке в ущерб целенаправленности и планомерности. Наконец, несоответствие обнаруживается в распределении времени на тот или иной вид деятельности по дням недели. Некоторые виды деятельности встречаются в течение недели лишь один раз, но они значительны по продолжительности. В отдельных случаях это может быть выражением цикличности: работа ведется раз в неделю, но требует большого отрезка времени, например еженедельные встречи в клубе молодежи микрорайона по субботам.

Однако, как правило, эта диспропорция – отражение неравномерности, в конечном счете бесплановости деятельности. Посещение воспитательных мероприятии, например, занимает 3 часа подряд в среду. В другие дни эта работа отсутствует. Но разве может быть, чтобы в" течение почти целой недели ни в одном классе, кружке, объединении не было дел, требующих внимания и контроля организатора? Присутствие и специальное посещение – не одно и то же.

Количественный и качественный анализ рабочего времени организатора убедительно показал, что причины перегрузки следует искать прежде всего внутри школы, в организации труда самого педагога. И опасность не только в нарушении временных нормативов, но и в том, что такая перегрузка создает реальную угрозу ускоренной физической, духовной и профессиональной амортизации педагога, падения психологического тонуса. Все это неизбежно сказывается на отношении к работе и, естественно, на качестве самой работы. У организатора возникает чувство неудовлетворенности и, как следствие его, желание оставить должность.

Есть ли выход из создавшегося положения? Опыт лучших организаторов страны убедительно говорит, что выход есть. Он в правильной организации труда педагога, пользующегося правами заместителя директора школы.

Еще в 1924 г. Н. К. Крупская писала: «Мы ужасно плохо умеем организовывать нашу работу, не умеем точно ставить цели, выбирать для осуществления поставленной цели наиболее целесообразные средства, не умеем коллективно работать, правильно распределяя между собой работу, не умеем правильно расходовать свою силу, распределять работу во времени, не умеем учитывать свою работу, делать из этого учета правильные выводы. И от этого нашего неумения происходит самая дикая растрата сил и средств». Эти слова, сказанные Надеждой Константиновной более полувека назад, весьма актуальны при оценке работы многих организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы сегодня.

Для того чтобы более точно определить принципы и пути рациональной организации труда педагога – организатора, логично сначала тщательно изучить причины перегрузки. Некоторые видят их только в многообразии функций организатора. Наблюдения показывают, что передовые педагоги так организуют свой труд, что при высоком качестве воспитательной работы в школе успевают обобщить свои опыт, выступают в печати, читают лекции в институтах усовершенствования учителей, выполняют общественные обязанности.

Главная причина перегрузки отдельных организаторов в их неподготовленности к работе, в отсутствии опыта работы с большими и сложными по структуре коллективами, низкой квалификации этих педагогов. Она проявляется прежде всего в слабом знании своих непосредственных функций. Поэтому педагоги, с одной стороны, выполняют ряд дел, не входящих в обязанности заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, с другой – воспринимают необходимость управления внеурочной деятельностью как что-то дополнительное, а следовательно, ведущее к еще большей перегрузке. Наконец, низкая квалификация выражается и в неумении организовать свой труд. Здесь мы наблюдаем неупорядоченность, стихийность в работе, текучку, вызванные естественным стремлением все взять на себя, побольше сделать своими руками и завоевать тем самым деловой авторитет в педагогическом и ученическом коллективах.

club-vulcan.casino здесь.


Работа в школе:

Основные направления совершенствования труда организатора
Определение перспектив работы школы
Наличие внимания к проблемам работы организатора
О системе внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Основы воспитательной работы в школе
Система внеурочной воспитательной работы и организатор
Основные формы и содержание работы со школьниками