Основные направления совершенствования труда организатора

Всякая рационализация деятельности возможна на основе постоянного повышения квалификации. Организатор может реализовать эту задачу преимущественно тремя путями: 1) в системе повышения квалификации через институт усовершенствования, методический кабинет при районном (городском) отделе народного образования; 2) изучая опыт работы коллег; 3) самообразованием.

Последнее едва ли не наиболее существенно. Важнейшие источники повышения общепедагогического и методического мастерства организатора – журналы «Воспитание школьников», «Народное образование», «Педагогика», «Молодой гуманист», «Вожатый», методические пособия издательства «Просвещение», серия брошюр «Педагогика и психология» издательства «Знание» и др. Организаторам, работающим в отдаленных районах, следует активно пользоваться услугами отделов «Книга – почтой», которые имеются при Доме педагогической книги в Москве и книжных магазинах в областных центрах.

Немаловажную роль играют и материалы по вопросам воспитания молодежи, публикуемые в центральных газетах, прежде всего в «Правде», «Учительской газете», «Литературной газете», а также в местной печати. Эти издания отражают общественное мнение, с которым нельзя не считаться при организации школьного дела. Хочется обратить внимание педагогов на необходимость систематического накопления методического и публицистического материала. Организатор должен всегда помнить о том, что каждая вырезанная и сохраненная им статья по вопросам воспитания, с течением времени становясь все более дефицитной, может быть использована много раз для семинаров учителей, для классных часов и т. д.

В результате систематической самообразовательной работы возникает естественный творческий процесс рождения идей, который может быть стимулирован организатором в беседах с наиболее интересно мыслящими коллегами и руководителями школы по вопросам подготовки и проведения тех или иных акций в школе, по проблемам педагогики.

Сетуя на нехватку времени для самообразования, организаторы спрашивают: должен ли у них быть так называемый свободный день? Речь идет, видимо, о дне методической работы.

Официального приказа, обязывающего директора школы предоставлять организатору такой день, нет, однако есть циркулярное письмо Министерства просвещения России и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения за № 255-М от 28 мая 1976 г. «Об организации труда и использовании рабочего времени учителей, воспитателей и руководителей школ», в котором директорам школ разрешено предусматривать свободный от уроков день в неделю для методической учебы, если это не наносит ущерба организации учебных занятий. Речь идет не о выходном дне, который не подвержен контролю директора школы, а о дне для методической и педагогической подготовки. Поэтому, если директор предоставляет такой день, то он вправе выяснить, чем конкретно занимался организатор, какую литературу прочел, какие методические разработки подготовил. Конечно, педагогу удобно, чтобы этот день был постоянным. Но интересы школы, напряженный ритм жизни коллектива в отдельные моменты (особенно в конце учебных четвертей) не всегда создают такие возможности. В этом случае организатор должен сам следить за реализацией намеченного им плана самообразования.

Методический день крайне необходим прежде всего начинающему организатору, ибо ему нужно и прочесть много, и обязательно побывать в других школах, и в методическом кабинете, институте усовершенствования учителей. Естественно, организатору полезно вести учет того, что нужно прочесть, какие книги достать, какие методики разработать.

Вторым направлением, позволяющим совершенствовать, рационализировать собственный труд, является точное определение и глубокое изучение своих функций в школе и решительный отказ от систематического выполнения дел, не определенных приказами министра просвещения, методическими письмами и другими официальными документами как обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Отсюда не следует, что он должен заявить в связи с каким-то фактом: «Я этого делать не буду», – и на этом остановиться. Школа – сложный, динамичный организм, и жизнь рождает иногда такие обстоятельства, дела, требования, реализация которых не предусмотрена в функциональных обязанностях какого-то конкретного должностного лица. В таком случае необходимо с директором школы отрегулировать вопрос, решить, кто из педагогов будет именно это задание претворять в жизнь. Но подобные факты в школе относительно редки. Большей частью организатор из-за плохого знания своих обязанностей и обязанностей других лиц в школе берется за выполнение дел, несвойственных его должности. Частности же отвлекают организатора от решения важных задач воспитательного процесса в школе.

Если организатора зовут к телефону по поводу сбора членских взносов или других вопросов деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, Красного Креста, охраны природы и пр.), то следует объяснить товарищам, что по таким вопросам нужно обращаться к председателям первичных организаций этих обществ в школе.

Организатор должен строго придерживаться правила: не подменять учителей, классных руководителей, общественные учительские и ученические организации и их органы, самих ребят при подготовке и проведении мероприятий. Иначе масса мелочей отнимает время организатора, что приводит к своеобразной «пробуксовке» в главном, к топтанию на месте, к неэффективной трате времени и в конечном счете к перегрузке.

Игровые аппараты вулкан играть на реальные деньги: thinktwice.ru.


Работа в школе:

Определение перспектив работы школы
Наличие внимания к проблемам работы организатора
О системе внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Основы воспитательной работы в школе
Система внеурочной воспитательной работы и организатор
Основные формы и содержание работы со школьниками
Как наладить систему воспитательной работы