Основные функции организатора

Вопрос определения функциональных обязанностей является чрезвычайно важным, животрепещущим для организаторов. С самого начала, с момента появления новой должности в штатном расписании школ, в практике отсутствовало единство в толковании его функций, образовались различные точки зрения на основные направления его деятельности. Мы обращаемся к этим точкам зрения, так как многие из них живут и поныне.

Одни считали и считают возможным ограничить деятельность организатора в основном работой с учащимися, прежде всего с организацией школы. Непосредственная работа с учащимися, бесспорно, важнейшее дело организатора. Однако крен в сторону общешкольных мероприятий, за подготовку и проведение которых отвечает один человек, приводит к целому ряду отрицательных последствий.

Прежде всего снижается активность ребят внутри классных коллективов, отрядов, классных организаций (групп), ибо центр тяжести переносится на большие общешкольные дела, в подготовку и проведение которых невозможно вовлечь всех школьников. И хотя так важен принцип преемственности, передачи традиций от старших к младшим, организатор не может эффективно выполнять свои воспитательные функции при низком уровне деятельности классных коллективов, где только и возможно реальное участие каждого в общественной работе. Более того, когда организатор принимает на себя целиком все обязанности, связанные с внеурочной воспитательной работой, то многие другие педагоги школы, прежде всего классные руководители, либо самоустраняются от нее, либо их инициатива и деятельность оказываются скованными. Иные классные руководители считают: «Теперь есть организатор – ему всем этим (речь шла о проведении традиционного в школе субботника) и заниматься положено», «С приходом организатора стало работать легче: дел в классе поубавилось», «Может быть, я и могла бы делать больше, но организатор берет все на себя».

Дело не ограничивается только снижением качества воспитательного процесса. Образуется огромная перегрузка у самих организаторов.

Другая тенденция – попытка сосредоточить внимание лишь на работе с педагогическим коллективом. В этом случае все усилия отдаются организационно-методической деятельности, контролирующим функциям, текущей помощи коллегам; непосредственная работа со школьниками, как и другие важные для организатора участки, уходят на второй план. Не случайно, чувствуя это, некоторые организаторы брали на себя обязанность руководителя одного из старших классов (на общественных началах). Да и в нашем личном опыте в первые месяцы была такая попытка, продиктованная стремлением не рвать непосредственные связи с учащимися. Важность методической деятельности организатора не вызывает сомнений: система внеурочной воспитательной работы может быть создана только совместными усилиями всего педагогического коллектива. Однако ясно, что сводить все только к этой работе неверно: не следует возлагать на других даже часть своих прямых функций и обязанностей.

Появилась и такая точка зрения: основной участок деятельности организатора – в микрорайоне школы, основная задача – привлечь силы общественности в помощь школе по «заполнению» свободного от учебной работы времени учащихся. В практике многих школ эта тенденция возникла как результат неправильного понимания тезиса: «Школа – центр воспитательной работы в районе своей деятельности». Идея эта, безусловно, прогрессивна и современна.

Однако работа в микрорайоне при всей ее важности – лишь часть общей системы внеурочной воспитательной работы школы.

Названные точки зрения объединяет общий признак – попытка сузить круг деятельности организатора, односторонний подход к его функциям. Это препятствует созданию системы внеурочной воспитательной работы, нормальному течению процесса управления ею со стороны организатора. Но отказ от односторонности сам по себе еще не означает создания системы. В этом нетрудно убедиться, если рассмотреть и другие точки зрения.

В отдельных школах всю внеурочную воспитательную работу отдали, если можно так выразиться, «на откуп» организатору. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, классные руководители, учителя в таких школах, по существу, перестали (каждый на своем уровне) заниматься чем-либо, кроме собственно учебной (а директор и хозяйственной) работы. Огромный объем дел выпал на долю организатора, условия труда стали сложными – образовалось глубокое противоречие между задачами и содержанием деятельности, с одной стороны, и реальными возможностями этого педагога – с другой.

Угловые шкафы купе Фабрика ВЕКО-Массив.


Работа в школе:

Что должно входить в обязанности организатора
Организаторские функции
Роль организатора в организации деятельности учащихся
Методические функции
Административные функции
Организатор и директор школы
Организатор и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе