Основные формы и содержание работы со школьниками

Нашей системе присуще сочетание управления и самоуправления.

Осуществлять эффективное управление системой организатор сможет лишь тогда, когда он знает и правильно понимает, что собой представляет такая система. Между тем в практике пока отсутствует единое понимание системы. Одни понимают под системой последовательность дел в работе, другие – периодическую повторяемость мероприятий, третьи – всесторонность направлений деятельности и т. д. Следствия такого разнобоя одинаково отрицательны. Во-первых, не имея общего представления о системе (а во многих случаях и не желая его получить путем изучения соответствующей литературы), организаторы занимаются частными вопросами, не видя связи и взаимной зависимости отдельных частей, элементов, направлений, звеньев общей системы внеурочной воспитательной работы, так и не поднявшись до осмысления всей деятельности в целом. Во-вторых, если построение системы достигается, то главным образом с помощью метода проб и ошибок, т. е. ценой большой затраты сил и времени, хотя при наличии соответствующих знаний можно целенаправленно создавать систему, достигая высокой эффективности гораздо быстрее, с минимумом ошибок и без изнуряющей перегрузки.

Здесь представляется целесообразным рассмотреть некоторые типичные недостатки, сложившиеся в массовой практике организаторов но совершенствованию системы внеурочной воспитательной работы. Это необходимо как для предупреждения начинающего организатора от возможных ошибок, так и для определения надежных путей их преодоления.

Существенный недостаток – отсутствие полноты содержания работы – чаще всего возникает потому, что, не разобравшись в исходном и производном в системе, некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению форм по времени, месту и исполнителям. При этом какие-то части содержания неизбежно упускаются. Организатор должен прежде всего четко определить цели своей работы и се содержание. Формы же отбирает те, которые соответствуют данному содержанию, они являются производными, а не исходными. Неполнота содержания затрудняет достижение одной из важнейших целей школы – воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Естественно, что в этом случае о какой бы то ни было системе говорить вообще бессмысленно.

Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. Речь идет здесь и об односторонности содержания, и об увлечении некоторыми формами работы. Употребляемое в среде работников просвещения выражение «школа с флюсами» как нельзя точнее отражает существо этого недостатка. И хотя любое направление помогает одновременно решать разные воспитательные задачи, односторонность содержания работы или сосредоточение ее только в школе или только вне школы, развитие лишь массовых общешкольных или преимущественно индивидуальных форм и т. п. приводят к разрушению системы. В школах, где, например, сильно развиты формы только нравственного просвещения, ребята нередко проявляют безынициативность, течь, а то и безыдейность в общественно полезных, трудовых практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, последнее в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешнее, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.


Работа в школе:

Как наладить систему воспитательной работы
Основные функции организатора
Что должно входить в обязанности организатора
Организаторские функции
Роль организатора в организации деятельности учащихся
Методические функции
Административные функции