Организатор и внеучебные объединения школьников

Характерная тенденция развития внеурочной воспитательной работы – возрастающее разнообразие внеучебных (функциональных) объединений школьников. Нетрудно видеть, что воспитательная работа осуществляется в значительной мере именно с помощью таких объединений. Например, гуманистическое мировоззрение и идейная убежденность, политическая сознательность и общественная направленность личности школьника формируются, в частности, в деятельности ребят-членов лекторских групп, агитбригад, совета музея боевой славы и т. п.; гуманистическое отношение к труду и народному достоянию – в работе на гуманистическом субботнике, в ученической производственной бригаде, строительном отряде

старшеклассников и др.; обогащение духовного мира и расширение культурного кругозора, физическое совершенствование личности происходит в различных клубных объединениях, спортивных секциях, творческих коллективах, туристских группах.

Заметим, что развитие этих объединений, необходимость квалифицированного педагогического руководства ими позволяет наилучшим образом использовать способности и творческие возможности учителей.

Какие же воспитательные задачи решает организатор, совершенствуя работу внеучебных объединений? В первую очередь значительно расширяются возможности, удовлетворяющие индивидуальные интересы многих учащихся, поскольку такие объединения создаются прежде всего на основе единства увлечений и склонностей ребят. Далее, в этих объединениях может улучшиться положение личности в коллективе (по сравнению, например, с классом): здесь появляются новые лидеры, новые руководители, есть возможность привлечь большее число школьников к одному из важнейших видов деятельности – организаторской. Разновозрастный состав объединений позволяет ребятам широко обмениваться накопленным опытом, сделать устойчивой традицией помощь младшим.

Развитие таких объединений ставит перед организатором и новые проблемы. Во-первых, возрастает его роль в координации деятельности временных коллективов. Во-вторых, успешная работа секций, клубов, штабов, других объединений зависит в первую очередь от уровня педагогического руководства ими со стороны взрослых, деятельность которых направляется организатором. Так, вместе с руководителем, скажем, трудовой бригады организатор определяет содержание ее деятельности, помогает спланировать работу коллектива, добивается, чтобы в нем было организовано самоуправление, царил дух дружбы, радости, товарищества, взаимопомощи.

Специфичность каждого объединения, действующие в них особые ритуалы, атрибуты (клятва членов туристского штаба, устав клуба, права и обязанности членов спортивной секции и т. п.) нередко приводят к сложным педагогическим коллизиям. Например, иногда у ребят появляется стремление к автономии, организационной обособленности, возникает своеобразная элита, которая может выступать против приема новых членов, не подчиняться решению общешкольных органов самоуправления. У таких ребят осложняются отношения с руководством классных организаций. Не допустить и преодолеть подобные явления можно только в условиях напряженной общественно полезной коллективной деятельности.

Во внеучебных объединениях реализуется одна из главных потребностей ребят, особенно старшеклассников, – потребность в общении, которое является важным фактором развития личности. Правильно организованное общение в деятельности мобилизует самые глубинные запасы знаний и умений школьников, создает систему общественных стимулов и мотивов коллективной деятельности и индивидуальных достижений. Оно помогает каждому школьнику найти свое место в коллективе, помогает учащемуся раскрыть свои индивидуальные возможности и сделать их достоянием коллектива. Совместная деятельность позволяет в полной мере использовать для обогащения своей личности знания и опыт других членов коллектива. И наконец, общение дает школьнику навыки социальных коп-тактов в процессе деятельности, что крайне важно для его нынешней и будущей жизни.

Организатор стремится обеспечить единую позицию педагогов во внеучебных объединениях. Учитель, руководящий работой экспедиции, строительного отряда, кружка, агитбригады, отвечает за идейное, педагогическое, материальное обеспечение деятельности этого коллектива. Существо позиции учителя – педагогическое руководство воспитательной деятельностью объединения школьников, что предполагает положение педагога как старшего друга ребят, советчика, ведущего члена коллектива.


Работа в школе:

Организатор и неофициальные объединения школьников
Организатор и индивидуальная работа с учащимися
Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью
Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности
Организация взаимодействия
Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона