Организатор и ученический коллектив

Важнейший участок деятельности организатора – работа с коллективом учащихся. Этот педагог, говорится в методическом письме Главного управления школ Министерства просвещения «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы», «под непосредственным руководством директора, с помощью классных руководителей, педагогов, организующих воспитательную работу по различным направлениям деятельности общешкольного коллектива, добивается вовлечения всех школьников в разнообразные общественно полезные дела во внеурочное время, содержательного проведения ими своего досуга».

Работа с учащимися может осуществляться двумя путями: непосредственно (организатор – учащиеся) или опосредованно – через педагогический коллектив школы, через семью и общественность. В данной главе рассматривается лишь первый путь. При этом не ставится задача охарактеризовать все многообразие содержания и форм взаимодействия учителей и школьников в процессе внеурочной воспитательной работы: рассматриваются лишь основные, с нашей точки зрения, направления процесса педагогического руководства воспитательной деятельностью ученического коллектива.

Главная цель такой работы – реализация одного из важнейших принципов воспитания – принципа воспитания личности в коллективе. Этот принцип требует совместной деятельности, коллективных усилий учащихся в решении общих задач, стоящих перед школой, классом, детской организацией. Именно в коллективе и в воспитании через коллектив осуществляется идейное, духовное, эмоциональное обогащение ребенка. Правильно организованный коллектив не стесняет и не ограничивает индивидуального развития личности, а, напротив, открывает широкий простор для расцвета индивидуальных способностей и талантов. «Только в коллективе, указывал К Иванов, – индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков...».

Именно в непосредственной работе с ученическим коллективом организатор раскрывает свое личное педагогическое мастерство. Реализуя свои идейные убеждения, отдавая школьникам свои умственные и душевные силы, раскрывая человеческие и профессиональные качества, он в то же время обогащается сам, вырастая как педагог.

Нет универсальных путей и методов, с помощью которых при разных условиях и обстоятельствах можно было бы сформировать любой ученический коллектив. «Коллектив, – справедливо замечал В. А. Сухомлинский, – сложная духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития, людей с разными потребностями и интересами». Условием формирования детского коллектива, своеобразным краеугольным камнем, на котором он строится, является совместная деятельность школьников. Система воспитания детей в коллективе, для коллектива и через коллектив была разработана одним из основоположников отечественной педагогики А. С. Макаренко и развита позднее в трудах ученых и практиков. Павлышский учитель В. А. Сухомлинский ориентировал педагогов на нравственную сторону развития личности и коллектива, считая, что одна из важнейших основ духовного единения воспитанников в коллективе – «забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом».

Воспитательное влияние детского коллектива на личность школьника в значительной мере определяется сложившимся общественным мнением. Будучи единым, здоровым и действенным, оно становится для организатора, учителей, для ученического самоуправления ничем не заменимым средством поощрения, стимулирования познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, средством предупреждения и преодоления отрицательных явлений. Подчеркнем, что было бы неверно апеллировать к мнению коллектива лишь для осуждения того или иного школьника (как это часто делают классные руководители и учителя). Не менее важно сделать общественное мнение фактором поддержки, а при необходимости и защиты товарища, оказавшегося в беде, фактором отстаивания ею чести.

«Сложившееся здоровое общественное мнение, воздействуя на ум, волю, чувства членов коллектива, побуждает их к нравственному поведению и поступкам, к усвоению общественно значимых ценностей, формирует у учащихся определенные идеалы, интересы, установки, мотивы, взгляды». Общественное мнение само зависит от насыщенности жизни коллектива общественно значимой совместной деятельностью, от сложившейся в нем атмосферы взаимной требовательности и доброжелательности и в то же время влияет на деятельность, отношения и общение в коллективе.

Здоровое общественное мнение – результат целенаправленного влияния: его можно и нужно развивать и укреплять, используя для решения многообразных воспитательных задач. Главный путь к этому – организация идейно направленной, интенсивной и полнокровной жизни ученического коллектива.

Реализуя свои основные функции, организатор взаимодействует с детскими коллективами различных типов: общешкольным, классными, функциональными объединениями (трудовые бригады, строительные отряды, туристские штабы), различными объединениями по интересам (совет школьного музея или клуба, секции, кружки), коллективами разного возраста (начальные, средние и старшие классы), органами детской и юношеской гуманистических организаций, группами школьников по месту их жительства и т. д.

купить балетки для девочки для танцев


Работа в школе:

Организатор и общешкольный коллектив
Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят
Воспитательные результаты субботника
Поддерживать сложившиеся традиции в школе
Организатор и классные коллективы
Организатор и внеучебные объединения школьников