Организатор и старший вожатый

Цели взаимодействия этих двух педагогов – улучшение работы отдельных звеньев, отрядов, дружины, обеспечение единства и преемственности в деятельности детской организаций. Старший вожатый – один из главных помощников организатора, который должен исходить из того, что недостаток жизненного, педагогического опыта не всегда позволяет вожатому находить наиболее эффективные пути решения той или иной воспитательной задачи. Поэтому он нуждается в добром совете организатора, в его повседневной поддержке. Верная позиция состоит в том, что организатор сосредоточивает свое внимание на квалифицированной педагогической, методической, а при необходимости и административной помощи старшему вожатому. Организатор заботится об укреплении авторитета вожатого, помогает ему наладить контакт и взаимодействие с педагогическим коллективом, организовать активную работу совета дружины.

Какие же условия способствуют установлению деловых отношений между организатором и старшим вожатым? Во-первых, их совместные действия достигают большего педагогического эффекта, если организатор хорошо знает и понимает специфику молодежной работы. Во-вторых, необходимо систематическое сотрудничество организатора и старшего вожатого, а не эпизодические встречи, связанные с подготовкой очередного мероприятия. Обладая большими профессиональными знаниями, организатор оказывает вожатому постоянную помощь в педагогическом анализе деятельности дружины, вместе с ним осуществляет этот анализ, помогает выявлять интересы и запросы детей, строить работу с учетом возрастных особенностей школьников. В-третьих, необходима строгая согласованность в действиях, четкое распределение функций организатора и старшего вожатого во внеурочной работе и в деятельности дружины. Организатор не должен ни подменять вожатого, ни совершенно отстраняться от работы.

Рассмотрим на примере планирования работы дружины характер взаимодействия организатора и старшего вожатого. Роль каждого из них в этой работе различна, каждый здесь имеет свои функции, действует своими методами. Составляя план работы дружины, организатор и старший вожатый, проанализировав вместе с директором школы итоги предыдущего периода, рассматривают перспективы деятельности дружины на планируемый отрезок времени, определяют формы участия в этой деятельности педагогического коллектива, общественности, родителей и шефов, учитывают местные условия школы, традиции дружины, оценивают объективную посильность намеченных дел, их предполагаемый воспитательный эффект и т. д.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы ответствен за

инструктаж учителей и классных руководителей по их позиции в планировании работы на уровне дружины и классов;

педагогический анализ данных «разведки дел»;

организацию помощи педагогам в планировании работы отрядов;

анализ планов классных руководителей;

информацию для классных руководителей об итогах планирования: анализ планов классных руководителей и отрядов;

помощь старшему вожатому в планировании работы дружины;

определение участия педагогов в работе дружины (на общедружинных участках: клубы, штабы и т. д.)

После предварительного обсуждения начинается непосредственный процесс планирования, в котором организатор и старший вожатый, имея одну целевую установку и в ряде случаев работая совместно, действуют различными путями и средствами. В значительной степени здесь справедливо утверждение: те вопросы, которые старший вожатый отрабатывает с активом, организатор отрабатывает на качественно ином уровне с классными руководителями, учителями. Специфика функций и взаимосвязь организатора и вожатого хорошо видна в приводимой таблице:

Старший вожатый ответствен за

проведение совета дружины;

организацию «разведки дел», подготовку пакетов-приказов всем отрядам;

обработку с активом данных «разведки дел»;

проведение занятии с активом по планированию;

анализ планов работы отрядов;

проведение заседания совета дружины по анализу планов отрядов;

составление плана работы дружины;

организацию работы актива по доведению плана работы до сведения всех отрядов, всех дружины

Для реализации общедружинного плана организатор (через учителей) обеспечивает деятельность, главных подразделений (комиссий, клубов), помогает проводить общедружинные дела. Старший вожатый организует и проводит учебу актива, готовит и проводит сборы совета дружины и другие практические дела. Он активизирует деятельность советов отрядов, помогает им, привлекает общественность к участию в дружинных делах.

В работе с классными руководителями и отрядными вожатыми старший вожатый и организатор также действуют сообща: согласовывают планы проведения семинаров, организуют совместные семинары, выступают на инструктивных и методических занятиях. Они оба заинтересованы в пополнении методического кабинета (или методического уголка) материалами по вопросам работы. Организуя эту работу, и организатор и старший вожатый прежде всего заботятся о ее идейно-политической направленности, о том, чтобы работа служила целям и задачам воспитания. Для этого нужно научить вожака школьной молодежи все вопросы воспитания детей решать с серьезных педагогических позиций.

Организаторы нередко сетуют на некомпетентность старшего вожатого, его слабые организаторские качества, незнание им педагогики работы. Здесь рекомендация может быть только одна: старшего вожатого нужно вырастить в школе, т. е. обучить его. Тогда он будет не обузой организатору, а полноценным педагогом и работником в школе, помощником директора, его заместителей, учителей.

kazino-vulcan.online


Работа в школе:

Организатор и военный руководитель школы
Организатор и библиотекарь школы
Планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Использование традиций школы
Требования к плану
Продуманный план работы
Что следует учитывать при планировании работы