Организатор и общешкольный коллектив

Формирование и развитие общешкольного коллектива, как и всякого другого, достигается в совместных общественно значимых делах, в которых участвуют школьники разных возрастных групп. Трудовые дела и традиционные школьные праздники, митинги и школьные линейки, туристские слеты и смотры художественной самодеятельности – вся эта работа, проводимая под непосредственным руководством или при участии организатора, сплачивает коллектив учащихся.

Однако именно здесь педагога нередко подстерегает формализм. Дело в том, что многие массовые дела проводятся ярко, масштабно и красочно, создавая у организатора впечатление их высокой результативности. Однако во многих общешкольных мероприятиях подавляющее большинство учащихся играют роль зрителей и слушателей, а не организаторов, участников, творцов. Воспитательная эффективность этих дел для школьников оказывается не столь уж значительной.

Организатор должен стремиться к тому, чтобы в подготовке и проведении каждого общешкольного мероприятия было занято максимальное число учащихся, чтобы каждый раз это были разные ребята. Чрезвычайно важно не удовлетворяться внешней эффектностью общешкольных дел, а определять их результативность по тем позитивным качественным изменениям, которые произошли в детском коллективе: какие отношения сложились между ребятами, помогли ли они друг другу в работе, испытали ли чувство радости, удовлетворения от сделанного, возникло ли у них чувство гордости за свою школу, за коллектив своего класса и т. п.?

Вне сознательного труда нет и не может быть воспитания. Только в таком труде рождается и проявляется не на словах, а на деле идейная убежденность, формируются лучшие нравственные качества личности. Трудовое, идейно-политическое и нравственное воспитание едины и неразрывны, поэтому трудовая активность ребят должна быть активностью гражданской, политической, общественной. Гуманистическое воспитание не может быть обеспечено простым включением школьника в трудовой процесс, простым предоставлением возможности трудиться. Такое сознательное отношение к труду формируется успешно, если школьники выполняют не механическую, придуманную, «тренировочную» работу («пусть научатся трудиться»), но все элементы воспитания реализуются в социально значимой работе, когда для ребят очевидна общественная польза их труда.

В качестве примера рассмотрим такое распространенное общешкольное мероприятие, как гуманистический субботник по сбору макулатуры. Нередко главное внимание педагоги уделяют здесь чисто организационным моментам. В планах подготовки указывают: «собрать..., позвонить..., договориться..., обеспечить...» и т. д. В то же время порой забывают раскрыть перед детьми идейный, нравственный, гражданский, общественный смысл трудовой акции, а это один из тончайших секретов методики организации коллектива школы на трудовое дело. Поэтому главные усилия организатора на начальном этапе подготовки субботника должны быть направлены на всестороннее разъяснение его целей, чтобы каждый школьник осознал: стране нужна бумага, а значит, и его труд на субботнике. Именно понимание каждым учеником этой цели объединяет детей на коллективный сознательный общественно полезный труд.

Следует рекомендовать создать штаб субботника. Члены штаба составляют план подготовки к субботнику, определяют ответственных за отдельные участки: нужно рассказать о задачах субботника в классах, скомплектовать бригады по затариванию бумаги в сетки, бригаду грузчиков, бригаду весовщиков, группу учетчиков, пресс-группу.

Методическая помощь организатора здесь крайне необходима. Взять, например, подготовительную работу пресс-группы. За две недели до субботника дети из этой группы вывешивают обращение ко всему ученическому коллективу;

Стране нужна бумага!

Каждый килограмм собранной макулатуры – твой вклад в общегосударственное дело!

Скоро субботник – готовься!

Затем почти ежедневно на стендах «Говорит комитет школы» и «Совет дружины сообщает» пресс-группа помещает соответствующий информационный материал. Например:

Знаешь ли ты, что 1 тонна собранной макулатуры экономит 5 кубометров леса и 10 тысяч киловатт-часов электроэнергии?

или:

Бумага – это хлеб культуры! Старшеклассник, как ты это понимаешь?

Здесь же помещают сведения о том, сколько тысяч тетрадей, сотен учебников и т. д. можно сделать из собранной тонны макулатуры.

Незадолго до субботника на стендах появляются большие разграфленные листы со списками учащихся всех классов:

Здесь виден вклад каждого ученика, каждого класса и всей школы. Содержание этого плаката – наглядная основа для развертывания соревнования в ходе субботника. К тому же гласность личных результатов повышает ответственность каждого школьника перед своим классным коллективом, а представленные на стенде результаты сбора бумаги на предшествующем субботнике позволяют намечать новые рубежи, брать повышенные, но реальные обязательства. Тем самым опять-таки стимулируется соревнование – этот важный фактор повышения общественной, трудовой активности детей.

Правильно поступают организаторы, мобилизующие в помощь ребятам родителей, общественность. Этому способствуют такие афиши-обращения, развешанные по всему микрорайону:

Уважаемые товарищи родители!

Скоро состоится гуманистический субботник по сбору макулатуры.

Мы просим вас помочь школе в этом общем для нас коллективном трудовом деле!


Работа в школе:

Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят
Воспитательные результаты субботника
Поддерживать сложившиеся традиции в школе
Организатор и классные коллективы
Организатор и внеучебные объединения школьников
Организатор и неофициальные объединения школьников