Организатор и неофициальные объединения школьников

Жизнь учащихся не ограничивается рамками школы и организуемых ею (или под ее руководством) влияний. А это обстоятельство часто забывают. Организаторы и классные руководители нередко игнорируют внешкольные связи ребят или даже противопоставляют организованному школой общению неофициальное общение своих питомцев. Между тем большинство школьников, в том числе и активисты, вне школы входят в неорганизованные группы, дружеские компании. Последние оказывают определенное, иногда отрицательное, влияние на жизнь официальных коллективов, куда входят эти же школьники, особенно на характер и структуру межличностных отношений. Однако было бы явным преувеличением утверждать, что во всех случаях школы добиваются положительного обратного влияния...

Итак, первое, что должен знать и учитывать организатор, – сам факт наличия и влияния неофициального общения ребят, различных групп, главным образом стихийно возникающих вне школы. Второе важное обстоятельство связано с тем, что позиции школьника в официальных объединениях (в классе, в школьной организации) и в группах свободного общения очень часто не совпадают. Сплошь и рядом ребята, незаметные или малоактивные в школе, оказываются лидерами дворовых компаний, разделяют присущие им взгляды и ценностные ориентации (т. е. дворовые компании становятся для школьников референтной группой). В случае, когда эти последние отрицательно направлены, у школьника образуется как бы двойная мораль: в школе он говорит и в сочинениях на морально-этические темы пишет одно, а думает другое, поступает же так, как думает... Может ли школа проходить мимо или не замечать таких явлений? Разумеется, нет.

Но далеко не всем неофициальным группам присуща отрицательная, а тем более асоциальная направленность. Большинство ребят удовлетворяют в группах свободного общения свои положительные интересы и запросы, которые не сумела увидеть и удовлетворить школа, получают возможность самоутвердиться в добрых делах, которые пока не организовала во внеурочное время школа. Если подросток или юноша «там», во дворе или на улице, может организовать спортивную команду или турпоход, а «здесь», в школе, ему этого сделать и не дали, и не предложили, он идет туда, где интереснее, где он может раскрыть свои возможности, где его ценят и уважают и сверстники, и старшие, и младшие. Учителя (нередко и одноклассники) не знают, что вокруг тихого и молчаливого или беспокойного и «неподдающегося» в школе подростка, едва тот появляется во дворе, собираются товарищи, ждут его советов, указаний, его одобрения и похвалы. Он для них – авторитет, знаток, специалист, и не на словах (в сочинении), а на деле.

Вот здесь-то и возникает третье, и самое главное, обстоятельство: надо не только знать о неофициальных группах, о сильных, общественно значимых сторонах их лидеров, но и – насколько это возможно – влиять на жизнь таких групп; не противопоставлять их школе, а сделать ее союзниками. Организатор должен понимать, что школу и «уличные» группы разделяет чисто внешнее – школьные стены, но зато связывает куда более существенное: одни и те же подростки, юноши и девушки – учащиеся. Очевидно, надо учитывать неофициальное общение, организуя работу в микрорайоне, привлекая «уличных» приятелей учащихся к проводимой школой внеурочной воспитательной работе, а вожаков дружеских компаний – к руководству ее пусть небольшими, но конкретными участками. Такими путями можно не только целенаправленно создавать группы с положительной направленностью, удовлетворяя потребность школьников в свободном, неофициальном общении (по типу разновозрастных отрядов в микрорайоне), но и попытаться переориентировать группы с отрицательной направленностью. Передовой опыт показывает, что это и возможно, и благотворно сказывается как на работе школы, так и на воспитании молодежи.

Понятно, что ребята из групп, стихийно возникающих на основе свободной самоорганизации, сугубо личных связей и отношений, не регламентированных никакими официальными рамками, выигрывают от положительного влияния школы, ее детского коллектива, школьной организаций. Школа и «улица» начинают влиять на личность учащегося не противоречиво, а в едином направлении; жизнь ребят делается более насыщенной, полной и интересной.

Немаловажно, что знание характера внешкольных связей и отношений подростков, юношей и девушек помогает организатору вести целенаправленную работу и с отдельными учащимися.


Работа в школе:

Организатор и индивидуальная работа с учащимися
Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью
Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности
Организация взаимодействия
Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона
Пути взаимодействия школьников и организатора