Организатор и классные руководители

Без преувеличения можно сказать, что работа с классными руководителями – важнейший участок деятельности организатора. Повышение эффективности воспитательного процесса находится в зависимости от содержания и форм взаимодействия организатора и коллектива учителей, классных руководителей на всех направлениях воспитательной работы. Основные задачи, определяющие позицию организатора по отношению к классным руководителям, можно кратко сформулировать так: учить, помогать, объединять, направлять, контролировать. Рассмотрим эти задачи.

Организаторы, особенно начинающие, часто считают работу с классными руководителями самым трудным участком, поскольку многие из учителей мало занимаются разнообразной внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми. Это положение приходит в противоречие с требованиями организатора как заместителя директора школы, вследствие чего возникают взаимные претензии, обвинения, конфликты. Причина слабой работы классных руководителей нередко заключается в нежелании заниматься незнакомыми делами. В вузе будущих педагогов учили методике преподавания того или иного предмета и очень мало, к сожалению, учили другим нужным практическим умениям: как сплотить детский коллектив, как преодолеть в детях лень, как научить их любить общественную работу и т. п. Поэтому на уроке педагог чувствует себя сравнительно свободно, а во внеклассной и, особенно, во внешкольной работе – поначалу неуверенно.

Очевидно, что в работе с классными руководителями методическая функция организатора является главной, ведущей. Одна из основных его задач – постоянная забота о повышении идейно-теоретического и профессионального уровня классных руководителей, создание условий для самообразования и совершенствования их педагогического мастерства. В наше время значительно усложнились задачи, изменились условия воспитательной работы, поэтому классные руководители, как опытные, так и только что пришедшие в школу со студенческой скамьи, остро нуждаются в обновлении и пополнении профессиональных знаний. Речь идет о знаниях не только педагогики, но и смежных с ней дисциплин – философии, социологии, общей, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии, возрастной физиологии, теории и методики воспитательной работы.

Низкий научный уровень, слабая теоретическая и методическая подготовка классных наставников – главная причина недостатков в воспитательной работе с детьми, и именно в этом кроется источник большинства сложностей, возникающих в деятельности организатора с классными руководителями.

Вторая основная задача, определяющая позицию организатора, – совместное с директором и под его руководством обеспечение единства педагогических требований в воспитательной работе. На практике эта задача воплощается в борьбе за создание и сплочение единого коллектива классных руководителей. Мы исходим из точного замечания А. С. Макаренко о том, что «ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого топа, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».


Работа в школе:

Помощь классным руководителям со стороны организатора
Организатор и учителя
Разработка направлений внеклассной работы
Организатор и старший вожатый
Организатор и военный руководитель школы
Организатор и библиотекарь школы
Планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы