Организатор и индивидуальная работа с учащимися

Как бы ни были сложны и масштабны функции организатора, индивидуальная работа с учащимися – один из важнейших участков его деятельности. Организатор обычно хорошо знает не только коллектив школы и отдельных классов, но и многих учащихся. Среди них есть личности сильные и яркие, незаметные и робкие; встречаются трудные, педагогически запущенные, болезненные дети. На одних организуемые школой педагогические воздействия оказывают положительное влияние, на других – не оказывают или оказывают не то, на которое рассчитывали педагоги. Ведь любые воспитательные воздействия опосредуются личностью ученика, которая всегда своеобразна и неповторима. Нагрузить сильного ученика, поддержать и поднять слабого, помочь раскрыться робкому, разобраться в противоречиях трудному, т. е. дать возможность каждому школьнику стать полноценным, достойным, счастливым членом школьного коллектива, наилучшим образом реализовать свои способности и развить их – важная цель индивидуальной работы организатора с учащимися.

Как правило, и организаторы и учителя, выступая на педагогических советах при подведении итогов деятельности временных объединений учащихся, при анализе внешкольных мероприятий увлеченно рассказывают о том, как хорошо показал себя в трудных условиях кто-то из ребят, чьи успехи на уроках оставляют желать лучшего. «Он открылся лучшей, новой стороной своего характера», «Какая у нее оказалась большая сила воли!», «Никогда не могла даже подумать, какой он умелый в труде, какой тактичный и внимательный юноша!» – восхищенно говорят педагоги о своих воспитанниках после походов, экспедиций, трудовых лагерей, школьных вечеров и т. п.

Чем же объяснить, что многие ученики во внеурочных делах проявляют себя лучше, чем в школе, в классе, на уроках? Дело, конечно, не в том, что за короткое время ребята перерождаются. Просто часто педагог привыкает смотреть на них «учительскими» глазами: так, как зарекомендовал себя учащийся на уроках, зачетах, контрольных работах, при выполнении домашних заданий. Обычно школьника характеризуют как среднего, слабого или хорошего ученика, забывая о том, что он еще и личность. Нередко учителям не известны многие ценные черты характера, качества личности, яркие достоинства молодого человека, педагоги оценивают его однобоко, узко, знакомы в основном только с его учебной деятельностью. Нередко учителя считают, что, обучая, видят ребят «насквозь». И когда, например, в походе общение учителя и ученика выходит за привычные рамки урока, школы, начинаются взаимные открытия.

Дети имеют определенное положение в своем коллективе: школе, классе, детской организации. Одного это положение устраивает, так как его считают хорошим математиком или прекрасным спортсменом. Упорством, способностями он завоевал себе авторитет, уважение, причем прежде всего педагогов. Такому ученику иногда даже прощают пассивность в общественной работе, неявку на субботник, уход с политзанятий. Другого же ученика никак не может удовлетворить его положение в коллективе, и школьник ищет возможность изменить его. Одним удается преодолеть или компенсировать общественной активностью неудачи в учебе, другие же попадают в трудные, третьи замыкаются в себе и почти совсем отходят от общественной деятельности в школе. Известно, что все дети рано или поздно, но обязательно стремятся выразить и утвердить себя среди сверстников, ищут благоприятную для самоутверждения среду. И внеурочная воспитательная работа в абсолютном большинстве случаев предоставляет такую возможность. Организатор не только наблюдает, кто из детей в очередном воспитательном мероприятии раскрылся новой своей стороной, но и делает этот факт достоянием всех учителей. Он, планируя индивидуальную работу с детьми, опираясь на свои наблюдения, опыт, педагогическую интуицию, предвидение, целенаправленно организует раскрытие лучших сторон личности того или иного школьника, специально создает соответствующие благоприятные ситуации, т. е. заранее программирует столь важную в воспитательном отношении акцию.

Несколько слов об отношениях организатора с учащимися в процессе индивидуальной работы. Они часто по необходимости носят официально-деловой характер. Но ведь не менее важны и чисто человеческие отношения, видение ребенка как человека – обладателя неповторимой совокупности личностных качеств, с которыми педагогу необходимо считаться. В этих межличностных отношениях и сам организатор действует как человек чувствующий, мыслящий, переживающий. Процесс воспитания в индивидуальной работе нередко становится процессом воздействия личности на личность. Сочетание официальных и неофициальных отношений с ребенком в процессе индивидуальной работы организатора с детьми – важнейшее педагогическое условие успеха.

ремонт автомобильных дорог


Работа в школе:

Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью
Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности
Организация взаимодействия
Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона
Пути взаимодействия школьников и организатора
Организация работы с общественностью