Организатор и директор школы

Говоря о позиции организатора по отношению к директору школы, мы исходим из следующего принципиального положения: главным руководителем осуществляемого в школе учебно-воспитательного процесса является директор, единоначалие которого в конечном счете воплощает единство обучения и воспитания во всей системе управления школой. Организатор постепенно вводится в работу на каждом участке под личным руководством директора.

Появление организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы отнюдь не означает, что какие-то функции директора механически передаются ему. Директор направляет и организует работу педагогического коллектива (в том числе и работу самого организатора) на всех участках деятельности школы. Роль организатора в руководстве воспитательным процессом определяется его функциями и местом педагога, находящегося на положении заместителя директора школы. Это означает, что он несет ответственность перед директором за состояние тех участков внеклассной и внешкольной воспитательной работы, которые ему подчинены согласно Уставу средней общеобразовательной школы и другим документам.

Организатор осуществляет повседневное организационное руководство всеми формами массовой воспитательной работы во внеурочное время. Директор школы утверждает все планы, составленные организатором (планы внеурочной воспитательной работы школы, методической учебы классных руководителей и пр.), организатор отчитывается перед директором о проделанной работе.

Важная задача, которая реализуется в результате взаимодействия директора и организатора, – это формирование правильной позиции всех работников школы по отношению к внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Не секрет, что в школах еще встречаются так называемые урокодатели, т. е. учителя-предметники, ограничивающие свою работу проведением уроков и считающие внеурочную воспитательную работу делом необязательным. Естественно, при таком подходе они прямо или косвенно игнорируют любую внеурочную деятельность с детьми. Есть и такие классные руководители, которые полагают, что их основная функция – оформление классной документации (журнал, дневники, личные дела, сводки). В крайнем случае они «проводят» еще какие-то беседы с детьми, собрания с родителями. Но вот туристский поход, экскурсия в другой город, трудовой субботник и т. п. – это уже дела, но мнению таких классных руководителей, находящиеся за пределами обязательных. В подобных случаях организатору чрезвычайно трудно, а иногда и просто невозможно реализовать свои функции. Если учесть, что административные возможности организатора весьма ограничены (ведь внеклассная и внешкольная работа учителей отдельно никак не оплачивается), то необходимость сильной поддержки директора становится очевидной. Мы имеем в виду то обстоятельство, что директор школы, совместно с организатором и всемерно поддерживая его в своих выступлениях перед учителями, в распоряжениях, приказах, личным примером последовательно разъясняет и требует обязательного активного участия всех без исключения педагогов во всех звеньях учебно-воспитательной деятельности школы, в том числе во внешкольной и внеклассной работе.

Дети многое теряют от того, что попали к учителю или классному руководителю, который не любит субботники, походы, лыжные прогулки, недооценивает работу и т. п. По вине этих «педагогов» ребята развиваются однобоко, а то и ущербно. Внеклассной и внешкольной работой должны заниматься все, начиная от руководителей школы (такую принципиально правильную позицию занимают лучшие директора школ). Они, что особенно важно, подкрепляют ее практическими делами: по поручению партийной организации помогают отдельным секторам ученического комитета школы оказывают конкретную помощь в планировании и анализе внеурочной воспитательной работы, в подготовке наиболее сложных (особенно общешкольных) мероприятий, помогают налаживать взаимодействие с производственными коллективами, общественностью микрорайона. Такие директора работают и с семьями школьников, выполняя положение Устава школы, в котором говорится, что директор школы «организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляет работу родительского комитета».


Работа в школе:

Организатор и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Взаимодействие завуча, директора и организатора
Пути повышения эффективности работы организатора
Организатор и классные руководители
Помощь классным руководителям со стороны организатора
Организатор и учителя
Разработка направлений внеклассной работы