Организация взаимодействия

У школы и семьи, как известно, одни цели, одни стремления, надежды, общие радости и неудачи. И какой бы бесспорной и очевидной ни была эта истина, организация взаимодействия главных сторон, участвующих в воспитании, является проблемой, которую нужно ежедневно обдумывать, чтобы принимать оптимальные решения, чтобы формировать, совершенствовать и укреплять отношения учителей и родителей.

Не столь уж редкие случаи бесконечного высказывания взаимных претензий, невосприимчивости критики, нежелания войти в положение друг друга, молчаливого или открытого неодобрения действий между родителями и учителями недопустимы. Подобные отношения приводят к недоверию, острым конфликтам, в которые неизбежно вовлекаются и дети. Все это оказывает разрушительное действие на весь процесс воспитания, низвергает в сознании подростка авторитет и родителей и педагогов и, таким образом, приводит к результатам, прямо противоположным целям, надеждам как школы, так и семьи.

Именно учителю должна принадлежать инициатива в формировании правильных отношений школы и семьи, поскольку педагог имеет профессиональное образование, является специалистом в деле обучения и воспитания детей.

Если организатор проанализирует всю информацию, которую получает семья о своем ребенке от школы, то легко убедится, что эта информация большей частью негативного характера. И не потому, что хорошего в поведении ребят мало. Просто сложился определенный стереотип в работе школы. Иные учителя внимательно следят за тем, чтобы ни одно отклонение от нормы в поведении ребенка не прошло без осуждения не только школы, но и семьи. Часто на это уходит вся энергия, все душевные силы педагогов. Думается, что такая организация отношений школы и семьи, а потому и сам процесс воспитания ущербны.

Почему же? Ведь внешне в позиции этих учителей ничего ошибочного нет: все плохое действительно следует осуждать. Однако ни в коем случае нельзя забывать и о хорошем. Организатор должен стараться прежде всего на нем сосредоточить внимание учителей, в первую очередь классных руководителей. Родителям необходимо получать от школы не только сведения о проступках детей, но и самую широкую положительную информацию. Такой подход в работе создает мажорный настрой, ту самую теплоту в отношении родителей к педагогам, при которой только и возможно полноценное в воспитательном отношении взаимодействие семьи и школы.

Налаживание подобного сотрудничества – одна из обязанностей организатора.

Важнейшая форма работы школы с семьей – родительские собрания. Одна из главных забот организатора – вместе с директором школы добиться высокой содержательности собраний. К сожалению, нередко еще бывают скучные, шаблонные и потому безрезультатные сборы родителей. Встреча сводится к перелистыванию классного журнала, перечислению известных родителям отметок, выставленных в дневники. Все воспитательные проблемы замыкаются на формальных (без анализа) итогах успеваемости прошедшей учебной четверти. Одни родители теряют веру в полезность подобных собраний, у других создается иллюзия знания законов и методов воспитания. И те и другие перестают ходить на собрания.

Родителям крайне необходимы настоящие педагогические знания. Собрание педагог должен использовать для того, чтобы на высоком профессионально-педагогическом уровне раскрыть перед родителями один из конкретных вопросов воспитания детей, вооружить родителей методикой работы с ребятами, вселить веру в результативность усилий семьи. Это обязательный, на наш взгляд, компонент собрания, которому должно быть отведено достаточное время.

Вместе с директором школы организатор разрабатывает тематику родительских собраний на несколько лет. Известно, что по мере роста ребенка меняется и арсенал средств педагогического воздействия на него. Чтобы по-настоящему вместе со школой воспитывать ребенка, родителям необходимо постоянно учитывать такую динамику. Именно поэтому нельзя ограничивать родительскую учебу двумя или тремя годами. Целесообразной будет такая организация работы, при которой родители «переходили» бы из класса в класс вместе со своими детьми, т. е. время учебы родителей соответствовало времени учебы их ребенка. Подобный подход делает педагогическое просвещение непрерывным, последовательным, преемственным, т. е. целенаправленная работа школы с родителями приобретает системные свойства, а именно только система в работе, как уже говорилось, позволяет добиться высокой результативности.

При планировании тематики родительских собраний не следует уходить от трудных педагогических вопросов: «Как преодолеть в детях лень?», «Как вызвать у подростка интерес к самообразованию?», «Юношеская любовь и отношение к ней родителей» и др. Где, как ни в школе, родители должны получить профессиональную педагогическую консультацию по этим и другим сложным вопросам воспитания?

Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной текущей деятельности школы. Но не только текущей. В этой работе заложена и перспектива, фундамент будущих успехов в воспитании, что мудро предвидел В. А. Сухомлинский: «Без семьи мы... были бы бессильны. Десятилетия ушли у нас на то, чтобы дать родителям азбуку педагогической культуры. Нынешние родители – это наши бывшие ученики; мы готовили их к родительской миссии, еще когда они сидели за партой, – это очень важно! Безграничное уважение и доверие к школе – вот что самое главное для коллектива наших родителей. Для семьи в вопросах этической культуры, образования, воспитания нет авторитета выше, чем школа».

Располагая информацией о воспитательных возможностях педагогического и ученического коллективов, родителей, производственников и общественности, зная особенности- и конкретные условия школы и ее ближайшего окружения, организатор совместно с директором определяет и конкретные участки работы в микрорайоне: объекты, где необходима помощь школы и школьников, и объекты, откуда могут ожидать помощи школа и школьники. К первым относятся ЖЭКи, дошкольные воспитательные учреждения, ко вторым – предприятия, культпросвет учреждения и т. д.

gaminator.vegas тут.


Работа в школе:

Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона
Пути взаимодействия школьников и организатора
Организация работы с общественностью
Анализ внеурочной воспитательной работы
Цели, содержание, особенности анализа. Требования к анализу
Важность анализа педагогической работы