Организация соревнования в школах будет эффективной

Для обеспечения всесторонности внеурочной воспитательной работы общешкольного коллектива в плане должно быть предусмотрено создание постоянно действующих или временных объединений: редакционных коллегий стенной газеты, рукописного журнала, школьной радиостудии, правлений школьных клубов, объединяющих кружки по интересам, секции, общества, штабы и комиссии по различным видам деятельности (штаб трудовых дел, штаб заботы о школе).

Наконец, в этом подразделе плана должны быть предусмотрены мероприятия по организации шефства старших школьников над младшими.

Нельзя забывать о роли соревнования как сильнейшего фактора, активизирующего и стимулирующего коллективную общественно полезную деятельность, как метода воспитательной работы, обеспечивающего тесное слияние политического и трудового воспитания. Учитывая важность названного фактора, целесообразно при планировании вынести эту работу в отдельный подраздел – «Организация соревнования в школе». Здесь намечаются мероприятия по развертыванию соревнования как в различных видах деятельности (производительном и общественно полезном труде, художественной самодеятельности, спортивной, туристской работе, обеспечении чистоты и порядка в школе), так и по целому комплексу различных видов деятельности, когда проходят смотры на лучший отряд, класс, лучшую ученическую бригаду и пр.

При подготовке этой части плана следует предусмотреть и разработку условий соревнования, и наглядное отражение его хода, и подведение итогов. Организатор и другие члены педагогического коллектива прежде всего должны иметь в виду мероприятия, обеспечивающие нравственное влияние соревнования, атмосферу товарищеской взаимопомощи, которая исключает нездоровую конкуренцию и формализм.

Следующий большой раздел плана – «Методическая работа с учителями и классными руководителями по вопросам воспитания учащихся». В нем организатор планирует конкретные мероприятия, помогающие решить следующие взаимосвязанные задачи: 1) изучение возможностей, индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон каждого учителя, классного руководителя; 2) организацию системы обучения педагогов методике воспитательной работы (фронтальные, групповые, индивидуальные формы, с учетом занятий в районе, городе); 3) помощь в организации самообразования педагогов по вопросам воспитания; 4) учет, изучение, распространение и целенаправленную организацию передового педагогического опыта.

В разделе «Совместная работа школы, семьи, шефствующих предприятий и общественности» целесообразно выделить ряд подразделов.

Первый из них – «Повышение педагогической культуры родителей». Планируя вместе с директором эту работу, организатор исходит из того, что школа, повышая педагогическую культуру родителей и руководя их педагогическим самообразованием, включает родителей в активную деятельность по воспитанию детей и в семье и в школе.

Педагогическое просвещение может осуществляться через общешкольный педагогический лекторий, университет, на общешкольных и классных родительских собраниях. Руководство педагогическим самообразованием родителей требует включения в план мероприятий по пропаганде литературы, художественных фильмов, спектаклей, теле- и радиопередач, посвященных вопросам семейного воспитания.

По мере роста ребенка меняется и арсенал педагогических средств воспитания в семье. Чтобы помочь ей, необходимо и в плане учитывать эту динамику. Поэтому целесообразна такая организация педагогической пропаганды, при которой родители-слушатели (скажем, лектория) «переходят» из класса в класс вместе со своими детьми. Подобный подход делает педагогическое просвещение непрерывным, последовательным, преемственным. Не менее важно предусмотреть формы коллективной, групповой и индивидуальной работы с родителями.


Работа в школе:

Подразделы запланированных мероприятий
План внеурочной деятельности школы
Методическая работа в педагогическом коллективе по вопросам воспитания
Изучение педагогических кадров
Организация работы педагога с классом
Необходимость делиться опытом воспитательной работы
Методическая помощь в воспитательной работе классных руководителей и учителей