Организация помощи классному руководителю

Задача организатора – ориентировать классных руководителей на то, что не противоборством, но поиском конкретных путей сотрудничества можно повернуть трудных родителей в помощь школе, достичь единства действий, направленных на формирование личности ребенка. Отцы и матери должны увидеть в словах и делах классного руководителя перспективу, веру в то, что совместными усилиями можно перевоспитать школьника. Только в этом случае классный руководитель не услышит от родителей горький упрек в свой адрес: «Я на заводе план на 120 процентов выполняю, с бригадой управляюсь, хотя это не просто, и к вам за помощью не обращаюсь. Так заинтересуйте ребенка, чтобы он учился и с уроков не бегал. Это ваша обязанность...»

Но менее важно помочь классному руководителю решить и другую сложную задачу формирования единой педагогической позиции всех учителей, преподающих в данном классе. Устав школы четко указывает путь решения этой задачи: «Классный руководитель ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями ... воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса». Эта рекомендация вытекает из принципа непрерывности воспитательного процесса и на уроке, и во внеклассной работе, из глубокого понимания всяким педагогом непреложной истины: каждый учитель – воспитатель. Поэтому факт, когда воспитанием в данном классе занимается только классный руководитель, а другие учителя (кстати, тоже классные руководители) ведут себя как урокодатели, является грубым нарушением Устава школы, позицией, ведущей к разобщению коллектива педагогов, к перегрузке классных руководителей, снижает качество воспитательной работы.

Среди учителей встречаются люди, которые вследствие усталости порой теряют интерес к работе с учащимися, перестают видеть в детях положительное, проявляют даже нетерпимость и озлобленность в суждениях о школьниках. Подобная позиция приводит педагога к глубоким конфликтам с учащимися, сводит на нет многие положительные усилия учительского коллектива. Часто с огромным трудом достигнутые и пока еле заметные успехи школьника на одних уроках, едва зародившаяся надежда на налаживание хороших отношений с одними учителями, с классом рушатся неожиданным конфликтом с другими. В таких случаях организатор должен личным примером и помощью стимулировать воспитательные усилия педагога, вернуть ему веру в успехи учительского труда.

Особенно нуждаются в индивидуальной помощи организатора начинающие классные руководители. Работа с ними ведется по таким направлениям, как ознакомление с традициями ученического и педагогического коллективов, конкретные рекомендации, у кого из коллег и чему следует учиться, как учиться, что читать по вопросам воспитательной работы и т. д. Организатор не только беседует с этими педагогами о содержании деятельности классного руководителя, об особенностях работы с данным классом, о приемах педагогического руководства самоуправлением, о взаимодействии со школьной организацией или отрядом, но и поначалу вместе составляет план воспитательной работы, помогает организовать первые мероприятия, подготовить первые родительские собрания. Целесообразно организовать помощь молодому учителю со стороны более опытного классного руководителя параллельного класса.

Оказывая учителям методическую помощь, организатор вместе с тем выполняет и административные функции: постоянно требует неукоснительного выполнения Устава школы, где четко определены обязанности классных руководителей, анализирует и утверждает план воспитательной работы класса, проверяет целеустремленность, конкретность плана, оценивает педагогическую целесообразность проводимых мероприятий, проверяет выполнение намеченного. В то же время организатору очень важно не сделать ошибки, особенно в начальный момент деятельности, – не начинать с контроля, указаний, распоряжений, приказов. Жизнь показывает, что никакая должностная власть сама по себе не создает авторитета личности руководителя. Надо так поставить методическую работу с учителями, классными руководителями, чтобы они почувствовали полезность организатора. Это возможно сделать только систематической, щедрой практической помощью педагогам. Тогда они становятся единомышленниками, активными помощниками организатора на самом главном и трудном участке его деятельности – в непосредственной работе со школьниками.


Работа в школе:

Организатор и ученический коллектив
Организатор и общешкольный коллектив
Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят
Воспитательные результаты субботника
Поддерживать сложившиеся традиции в школе
Организатор и классные коллективы