Организация методической помощи педагогам

Сложная, насыщенная разноплановым содержанием и многообразными формами деятельность методических объединений требует правильного решения вопроса о руководстве ими. Стремясь наладить их работу, начинающие организаторы часто пытаются взять такое руководство целиком на себя. Практика показала, что это не лучший образ действий. Во-первых, создается явная перегрузка множеством организационных мелочей которые отнимают силы и время, необходимое для других дел. Во-вторых, школа заинтересована в привлечении к методической деятельности возможно более широкого круга педагогов, а индивидуальное их изучение, проведенное организатором, позволяет выделить группу творчески работающих, обладающих знаниями, опытом и авторитетом учителей. Целесообразно именно их сделать руководителями обоих методических объединений.

Возложив на этих классных руководителей значительную часть собственно организаторской работы (налаживание взаимопосещений, информация и приглашение учителей, подготовка выставок литературы или других пособий), организатор, пользующийся правами заместителя директора школы, сосредоточивается на более сложной – методической стороне дела. Он помогает руководителям составлять план работы методобъединений, распределять задания между их членами, готовить доклады, сообщения, практические занятия, обучать общественных методистов педагогическому анализу передового опыта внеурочной воспитательной работы (например, что может стать предметом обобщения, а что – в силу индивидуальных качеств, специфических условий работы – остается личным опытом педагога). Руководителей-общественников привлекают к разработке плана воспитательной работы школы, наиболее сложных мероприятий, к анализу планов классных руководителей.

Вместе со своими главными помощниками организатор создает методический уголок по воспитательной работе, преследующий две главные цели: накопление методического материала в помощь учителям и классным руководителям и их оперативную информацию.

Своеобразный методический фонд школы включает посвященные содержанию и методике воспитательной работы издания, подборки газетных и журнальных статей, тематические списки литературы. В некоторых школах существует хорошая традиция: каждый классный руководитель, учитель, ответственный за определенный участок внеурочной воспитательной работы, в течение учебного года готовит методическую разработку одного из проведенных мероприятий. Эти разработки также составляют важную часть методического фонда. Важно, чтобы такого рода материалы были активно использованы учителями и классными руководителями, находились в обращении, а не пылились в шкафах и папках. Мы считаем принципиальным, чтобы каждый, кто внес свой методический вклад, видел, что его работа приносит пользу, она не была напрасной.

Стенд «Классному руководителю» содержит оперативные материалы: план-график воспитательной работы (общешкольный и по классам), примерную тематику классных часов (на каждую неделю, отдельно по начальным классам), памятки («Товарищи классные руководители! Не забудьте, пожалуйста, на родительском собрании 16 ноября рассказать о ..., обсудить..., выбрать..., договориться...»), объявления («Очередное заседание методобъединения состоится там-то и тогда-то, обсуждаются следующие вопросы:...»), различного рода текущую информацию о сделанном и предстоящем. Здесь же вывешивают интересные газетные публикации, краткие аннотации по материалам только что вышедших педагогических журналов. Естественно, что большинство материалов стенда систематически обновляется.

Таковы основные формы методической работы организатора с педагогами, занятыми воспитанием учащихся во внеурочное время. Однако как бы ни были важны и полезны совместные обсуждения общих и частных вопросов, групповая и коллективная работа, она не должна и не может подменить непосредственной методической помощи. Вот почему так нужна отдельным педагогам индивидуальная работа с ними, позволяющая главное внимание уделить конкретной помощи. Подобная работа связана с преодолением трудностей. Во-первых, организатору необходимо хорошо знать условия труда всех и каждого педагога, особенности его самого и коллектива школьников, с которыми он работает. Эта трудность преодолевается путем наблюдений, бесед с учителем и школьниками, посещения мероприятий, уроков, изучения суждений о классе преподающих там учителей, мнения членов комитета или совета дружины. Во-вторых, необычайно широк диапазон возможной помощи, охватывающей все многообразие внеурочной воспитательной работы.


Работа в школе:

Налаживание работы педагогического коллектива
Взаимодействие классного руководителя и организатора
Организация помощи классному руководителю
Организатор и ученический коллектив
Организатор и общешкольный коллектив
Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят