Определение перспектив работы школы

В некоторых школах считают, что поскольку «ребенка воспитывает все», то организатор воспитательной работы должен заниматься всем и обязанности его безграничны. Это принципиально неверная позиция. Один человек, как бы талантлив он ни был, не может быть и руководителем туристских походов, и распространителем билетов, и уполномоченным по подписке на газеты, и представителем школы в многочисленных комиссиях, и режиссером школьных вечеров, и культоргом, и пропагандистом. Выше уже приводились ссылки на директивные документы, в которых прямо говорится о привлечении всех учителей школы к внеклассной и внешкольной работе. Грамотное, равномерное распределение обязанностей между педагогами по организации воспитательной работы – важный резерв разгрузки педагога – организатора.

Важнейшее требование рациональной организации труда организатора – плановость в работе. Планы необходимы не потому, что кто-то спросит с педагога их наличие, а для того, чтобы решительно отмести случайные, маловажные дела, которые незаметно загружают рабочий день организатора. Отсутствие плана работы непроизвольно превращает педагога в раба текучки.

Если годовой план является формой перспективного планирования, то календарный – это форма рабочего планирования. Его составляют на основе годового плана школы, он включает в себя основные мероприятия планируемого периода, конкретизирует подготовку к ним, отдельные организационные и методические моменты, определяет более точные сроки этапов подготовки мероприятия и его проведения в целом, ответственных, исполнителей. Практика показывает, что нет необходимости иметь в рабочем плане какие-либо разделы. По форме это план календарный.

На какой же период планируется работа таким планом? В одних школах – на неделю, в других – на месяц, в третьих – на четверть. По-видимому, наиболее целесообразно планировать работу на месяц. По каким соображениям? План на неделю, конечно, более оперативен, так как позволяет учитывать все обстоятельства, связанные с проведением того или иного дела. Однако подготовка многих школьных дел не укладывается в рамки недели. Кроме того, будучи оперативным, недельный план теряет определенную перспективу. Такую перспективу как будто наилучшим образом позволяет сохранить план на четверть. Он также кажется очень удобным потому, что соответствует периодизации школьной жизни: школа живет учебной четвертью. И тем не менее такой план тоже имеет существенный недостаток: он мало оперативен (нельзя заранее предусмотреть все изменения в жизни коллектива на 2 – 3 месяца).

План на месяц дает возможность сделать его относительно оперативным и в то же время сохранить перспективу в работе.

Достижению максимальной четкости в работе организатора служит ежедневный личный план, который в наиболее загруженные дни должен быть предельно детализированным.


Работа в школе:

Наличие внимания к проблемам работы организатора
О системе внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Основы воспитательной работы в школе
Система внеурочной воспитательной работы и организатор
Основные формы и содержание работы со школьниками
Как наладить систему воспитательной работы
Основные функции организатора