Необходимые качества организатора

Как уже говорилось, к организатору предъявляются те же требования, что и ко всем людям, занимающимся учебно-воспитательной работой в школе. Вместе с тем специфика его функций, его положения и как руководителя взрослых (прежде всего педагогов), и как руководителя большого и сложного по структуре коллектива детей требует интенсивного развития некоторых совершенно определенных качеств. Рассмотрим их.

Для того чтобы организатор мог эффективно выполнять методические функции, он сам должен владеть методикой воспитательной работы, быть квалифицированным методистом. Для этого необходимы качества, которые можно назвать инструкторскими: знание дела (содержания, форм, методов), умение четко и ясно излагать свои требования, умение помочь педагогу, школьнику, общественнику квалифицированным советом, рекомендацией (когда мы утверждаем, что педагог должен быть личностью, мы подчеркиваем его нравственное право на выбор методов). Организатору необходимы и качества агитатора: способность убеждать, воодушевлять коллектив на творческое овладение достижениями передового опыта и педагогической науки. Наконец, организатору нужно умение ярко и убедительно говорить, т. е. владеть ораторским искусством.

Для успешного выполнения функций организатору необходим немалый политический и общекультурный багаж, а также специальные знания по методике воспитательной работы, психологии, педагогике, смежным с ней наукам: социологии, медицине, физиологии, демографии. Необходимость расширения политического и культурною кругозора не вызывает сомнений у организаторов. Что же касается специальных знаний, то у многих педагогов сформировалась по этому вопросу не вполне правильная точка зрения. При упоминании о педагогике или психологии они говорят: «Опять теория!», «Зачем нам она, ведь реализовать ее в практике сегодня или завтра нельзя», «Мы же изучали эти науки в педагогическом вузе» и т. п. Подобная недооценка теории воспитания обязательно приведет педагога к провалам и неудачам в работе даже при обширном знании методики. Если организатор за счет самообразования, лекций в системе института усовершенствования, путем заимствования опыта коллег постигнет множество методических разработок, пригодных, казалось бы, для всех случаев деятельности, для всех мероприятий и пр., то жизнь с ее разнообразием, противоречиями обязательно предложит ему ситуацию, для которой в его багаже нет конкретной рекомендации. Глубокое же знание теории, раскрывающей общие закономерности воспитания, приводящей к шпроте и гибкости мышления, дает педагогу возможность самому найти оптимальный выход в любой ситуации. Это первый и наиболее важный ответ на вопрос, зачем организатору нужна постоянная работа с психолого-педагогической литературой.

Во-вторых, вновь и вновь обращаться к основам педагогики и психологии необходимо потому, что с разной глубиной воспринимаются эти науки студентами и педагогами. Действительно, в студенческие годы у большинства будущих учителей не было ни своих детей, ни опыта обучения и воспитания ребят в школе. Поэтому научные знания приобретались в отрыве от будущей практической деятельности и не могли быть глубоко осознаны. Кроме того, часть студентов штудировала эти науки наспех, только чтобы сдать вовремя экзамены и зачеты, как говорят, «сдать и забыть». Став учителем, одним из руководителей школы, в период гражданской и педагогической зрелости, практически воспитывая детей, бывший студент, а теперь организатор сможет глубже постичь теорию педагогики и психологии, чем существенно повысит свою компетентность.

В-третьих, педагогика и психология – науки развивающиеся, динамические, чутко реагирующие на социальные изменения, и новые исследования ученых дают в руки практиков более совершенные средства воспитания, указывают наиболее эффективные пути работы с воспитанниками.

И, наконец, знание социологии, медицины, демографии и других смежных с педагогикой наук необходимы организатору для полного представления об условиях, в которых протекает внеурочная воспитательная работа, о самих детях, о факторах, влияющих на жизнь школы, и возможности их наилучшего использования. Нельзя, например, рассчитывать на успех в работе с трудными детьми без соответствующих знаний медицины, физиологии; невозможно добиться успеха в работе с родителями без учета данных социологии, демографии о тенденциях развития современной семьи; не достичь взаимопонимания с подростками, не познакомившись с явлением акселерации.


Работа в школе:

Требования к выполнению функций организатора
От чего зависит авторитет организатора
Несколько советов начинающему организатору
Общение организатора с учителями
Организация труда
Основные недостатки в работе организатора и их причины
Основные направления совершенствования труда организатора