Налаживание работы педагогического коллектива

Чаще всего классные руководители обращаются за консультацией по текущим делам. Вопросов – сотни, и они касаются самого широкого круга проблем: особенностей и методики работы с классной организацией и отрядом, методики подготовки и проведения того или иного мероприятия, планирования работы на отдельные периоды, организации работы с трудными учащимися и их родителями, приемов решения дисциплинарных конфликтов и т. д. Формы индивидуальной методической помощи могут быть различными – в зависимости от характера вопроса и ситуации его решения: беседа, показ, совместная работа.

Классный руководитель IX класса, составленного из вчерашних восьмиклассников разных школ, определяя одну из целей своей работы в первом полугодии, пишет в наброске плана: «Бороться за создание коллектива класса». А дальше следует стандартный перечень: сходить в кино, театр, поговорить с учителями, посетить на дому...

Все это важно, однако создание коллектива предполагает прежде всего включение учащихся в самостоятельную деятельность, организацию их совместной работы. Организатор в беседе с классным руководителем рекомендует начать с общих трудовых дел, поговорить с ребятами о том, что каждый предлагает сделать для сплочения коллектива и в чем конкретно видит свое участие.

Помогая классному руководителю составлять план из четверти в четверть, из полугодия в полугодие, организатор внимательно следит за тем, чтобы эти планы не были механическим повторением друг друга, а конкретно реализовали перспективную линию развития и укрепления коллектива. Важно не ограничиваться советом сделать то-то, но объяснить, как и почему сделать, помочь классному руководителю самому найти правильное решение.

Существенной методической помощью классному руководителю является обсуждение с ним дел его класса: дисциплины, отношения к отдельным учащимся, качества проведенных мероприятий. Подобно тому как завуч после посещения урока всесторонне анализирует увиденное и услышанное, организатор вместе с классным руководителем детально разбирает проведенное мероприятие. Но поскольку воспитательная работа имеет свою специфику, то организатору лучше присутствовать на диспуте, сборе, собрании, обсуждении, в походе, на экскурсии не как инспектору, а быть участником происходящего.

В беседе с классным руководителем организатор выделяет удачные моменты, указывает, достигнута ли поставленная цель, какие были промахи, предлагает конкретную помощь в будущих делах.

Вот какие мысли были высказаны одному из классных руководителей после посещения диспута на тему «Общественный долг – как ты понимаешь его?»: «Удачно была выбрана тема, она соответствует интересам ребят. Это то, что их волнует. Хороши остро поставленные и нестандартно сформулированные вопросы. Большое воспитывающее значение имело эстетическое оформление комнаты, где проходил диспут. Однако откровенность разговора частично была утрачена и эффект от обсуждения уменьшился из-за некоторой заорганнзованности диспута: слишком много ребят заранее готовили выступления, было мало экспромта. То, что дети высказали ряд предложений в адрес администрации и педагогов, говорит о создании по-настоящему доверительной атмосферы в отношениях педагога с классом, но после выступления подряд трех учителей ребята перестали говорить. Это упущение».


Работа в школе:

Взаимодействие классного руководителя и организатора
Организация помощи классному руководителю
Организатор и ученический коллектив
Организатор и общешкольный коллектив
Правильная организация субботника
Кто отвечает за работу ребят
Воспитательные результаты субботника