Методы получения информации для анализа

Опыт показывает, что только в случае, когда организатор располагает качественной, оперативной, достоверной, надежной информацией о состоянии внеурочной воспитательной работы, он может делать правильные выводы о путях ее улучшения. Поэтому сбор информации – весьма важная стадия анализа.

Наиболее доступный путь сбора информации – наблюдение. Наблюдательность – одно из самых необходимых профессиональных качеств учителя. Непосредственно воспринимая школьную действительность, педагог получает исходный материал для изучения и анализа реального процесса воспитания и развития детей. Достоинство этого метода в том, что он позволяет изучать и анализировать педагогические явления и процессы в естественных условиях.

Наблюдением как методом познания окружающего люди пользуются осознанно или неосознанно даже в обыденной жизни. Для организатора же важна не обычная житейская фиксация происходящего, а педагогическое наблюдение как основа для анализа воспитательной работы. Чтобы оно стало таковым, необходимо его целенаправить, т. е. иметь общий замысел, конкретно поставленные задачи и продуманную программу.

Поскольку педагогические явления не обладают достаточной повторяемостью и устойчивостью и организатор может случайно заметить (или, наоборот, не заметить) какое-либо важное обстоятельство, факт, слово, наблюдения должны быть систематическими, присущими всей воспитательной деятельности организатора.

Итак, педагогический анализ начинается с грамотного наблюдения фактов, мероприятий, событий. Однако это, хотя и необходимо, но недостаточно. Педагоги, как правило (особенно при отсутствии определенного опыта), наблюдают и фиксируют в памяти главным образом внешние факты, общие результаты, которые мало что дают для глубокого анализа процесса и результатов воспитания.

Рассмотрим стенограммы наблюдений нескольких педагогов. Речь идет о четырехчасовой работе старшеклассников школьного трудового лагеря на прополке картофеля:

«Пришли все на поле рано, – рассказывает первая учительница, – распределились по участкам. Кусты картофеля сильно заросли сорняками, покрыты личинками – работать трудно. Многие быстро устали и трудились медленно. Если сравнить вчерашнюю работу, когда каждый имел своп две гряды, с сегодняшним бригадным методом, то порядка вроде бы больше. Как мне показалось, ребята работали с большим интересом и потому более тщательно уничтожали сорняки, девочки же довольно старательно снимали личинки. Всего очистили полтора гектара, спасли несколько сот центнеров урожая картофеля. Я работой ребят довольна».

Здесь неплохо описано само воспитательное мероприятие, его содержание, методы организации, отмечен интерес, проявленный ребятами к различным видам работы, зафиксированы материальные результаты деятельности старшеклассников. Однако описание весьма поверхностно, формально, не позволяет глубоко проанализировать трудовое мероприятие, поскольку оставляет в стороне личность школьника. Из наблюдений педагога не видно, как повлияло на ребят участие в производительном труде, кто из них выдержал трудные условия работы и не сбавил темпа и качества, кто ушел с поля удовлетворенным, уставшим и радостным, а кто – разбитым и злым и почему, что было упущено, почему некоторые работали самоотверженно, каковы мотивы этого ударного труда и т. п.

Чтобы ответить на эти вопросы, надо обладать способностью педагогического видения, т. е. умением за внешними сторонами деятельности, поведения, отношений распознавать внутренние мотивы поступков, действий, участия в том или ином мероприятии, внутренние качества личности, ее направленность, уровень развития. Разумеется, с готовой способностью педагогического видения люди не рождаются, оно вырабатывается в повседневном учительском труде. Но процесс можно значительно ускорить, если поставить перед собой целенаправленную задачу: развивать свою педагогическую наблюдательность, овладевать специальными приемами наблюдений, которые рекомендует педагогика и психология. Иначе говоря, целенаправленно занявшись педагогическим анализом, практически включившись в него, организатор может приобрести необходимую педагогическую зоркость, наблюдательность.

В описанном выше случае для правильного педагогического анализа работы старшеклассников нужно было заранее поставить перед собой вопросы, на которые желательно получить ответы в ходе наблюдения. Например: кто из ребят уже обладает навыками физического труда? Каковы мотивы ударного труда отдельных чудиков? Может быть, это мотивы коллективистические (желание принести пользу людям, борьба за честь молодежной организации), может быть, престижные (стремление быстро заработать авторитет у учителей, у товарищей; желание обратить на себя внимание понравившейся старшеклассницы), а возможно, и сугубо эгоистические (отметят в выпускной характеристике; желание избежать потом упреков; стремление как можно скорее уйти с поля).

В той же ситуации, на том же поле, но иные факты увидели два других учителя, которые вели целенаправленное наблюдение и дали гораздо более глубокий анализ мероприятия.

онлайн Смотреть лунтик, комедии смотреть в хорошем качестве онлайн бесплатно.


Работа в школе:

Анализ фактов в процессе наблюдения
Вопросы для анализа воспитательной работы
Анализируя ответы старшеклассников
Воспоминания выпускников школы
Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий