Методические функции

Существо методической работы организатора состоит в том, чтобы повысить педагогическую квалификацию классных руководителей, учителей, общественников, занятых воспитательной работой с детьми, научить эффективно действовать и старшеклассников (прежде всего актив), с помощью и при участии которых организуется вся работа. Очевидно, что он должен учить планированию, собственно работе и ее анализу.

Между тем изучение массовой практики показывает, что это одна из самых слабых сторон деятельности организатора, хотя именно он должен быть главным методистом по внеурочной воспитательной работе.

Указанный недостаток объясняется некоторыми объективными причинами. Дело в том, что в педагогических институтах профессиональную квалификацию методистов по воспитательной работе организаторы, как правило, не получают, а приобретают ее в процессе практической деятельности, при повышении квалификации в институтах усовершенствования учителей и за счет самообразования. Все эти пути, как известно, требуют длительного времени. Поэтому методическая вооруженность организатора, обеспечивающая ему полноценное выполнение рассматриваемой функции, во многих случая весьма слаба.

Результаты методической работы организатора видны не сразу, а спустя некоторое время. При усиленном же выполнении организаторских и особенно административных функций сиюминутный конкретный результат, пусть хоть и с педагогическими издержками, но достигается быстрее. При напряженном ритме работы этим иногда объясняется нежелание многих организаторов повышать свой методический уровень, полноценно осуществлять методические функции. К сожалению, многие не понимают, что методическая работа обеспечивает высокую эффективность воспитательной деятельности школы в целом.

Организатор обязан учить методике работы всех тех, кого он привлекает к ее осуществлению. Это позволяет ему разгрузить себя от увеличивающегося объема организационных дел, сделать работу более дифференцированной, индивидуальной, повысить ее качество.

Методическая работа по своей структуре предполагает единство грех компонентов. Прежде всего, изучение тех людей, с кем предстоит работать. Действительно, учить методике можно на основе глубокого знания индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон каждого педагога, ученика-активиста, общественника. Организатор стремится выявить те виды, участки, формы деятельности, которые наиболее полно отвечают способностям, склонностям, направленности знаний, жизненному опыту, личным умениям и навыкам людей, привлекаемых к организации работы. Эти данные необходимы и для того, чтобы оценить уровень квалификации педагогов. Иначе невозможно определить содержание и формы той методической помощи, в которой они нуждаются. Наконец, внимательное изучение индивидуальных возможностей учителей, общественников позволяет выявить положительный опыт воспитательной работы и содействовать его распространению.

Далее необходимо определить то, чему надо учить, г. е. содержание и программу. Здесь следует учесть две стороны: объективную (что вообще должен знать и уметь человек, организующий процесс воспитания) и субъективную (что он уже знает и умеет).

Наконец, нужно отобрать формы и методы обучения, соответствующие специфике каждой группы (классные руководители, учителя, родители, общественники). Например, участвуя в организации и проведении учебы организатор не может не учитывать, что выбранные активисты проходят методическую подготовку, получают различные инструктажи по меньшей мере на четырех уровнях: в райком, в Доме творчества, школе, классе. Необходимо иметь точную информацию о том, чему учат ребят на уровне района, чтобы определить содержание учебы актива в школе. Иначе в работе с ученическим активом невозможно обеспечить ни полноты, ни единства и логики содержания, ни охвата всех учащихся; трудно избежать и дублирования.

Организатор не должен сосредоточить методическую работу в коллективе учащихся только на учебе актива, ибо в подобном случае возникает часто не замечаемый в школе парадокс: чем больше педагог отдает силы на безусловно важную и полезную работу – помощь комитету и учебе актива, тем больше усугубляется разница между выборным активом учащихся и так называемым пассивом (к сожалению, это слово применимо к некоторой части учеников), осложняются отношения в коллективе учащихся. Реализуя методические функции, организатор добивается, чтобы все были охвачены различными видами учебы, развивающей их общественную активность, помогающей каждому школьнику (а не только выбранному в какой-либо орган) грамотно и с пользой для себя и товарищей выполнить общественное поручение, найти себя в разветвленной системе внеклассной и внешкольной работы.

Содержание методической учебы классных руководителей часто ограничивается только подготовкой текущих мероприятий. Действительно, знакомясь с тематикой лекций, семинаров, инструктажей, проводимых организаторами, нетрудно заметить, что в основном эти занятия ориентированы на решение сиюминутных задач: «Об участии нашей школы в предстоящем районном фестивале искусств», «Что обсуждать на ближайшем роднтс-льском собрании» и т. п. Вопросы же фундаментальной подготовки классных руководителей, связанные, например, с обновлением знаний по педагогике и психологии, часто отсутствуют, хотя нельзя не видеть, что многие изменения, происходящие в нашем обществе и мире в целом, приводят к быстрому изменению возрастных особенностей ребят, усложнению задач воспитательной деятельности школы и, как следствие, к необходимости в иных методах работы. Без знания новейших достижений общественных наук такие изменения учесть невозможно. Недостатком подобного рода знаний как раз и объясняется отставание методической вооруженности многих учителей от требований времени.

И, наконец, недостатком методической работы организатора является ограниченность круга привлекаемых методистов. Большую часть занятий организатор проводит сам, хотя среди руководителей школы и учителей есть немало педагогов – специалистов в той или иной области воспитательной работы.

http://www.islomal.ru/ ремонт айфон дешевый ремонт.


Работа в школе:

Административные функции
Организатор и директор школы
Организатор и заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Взаимодействие завуча, директора и организатора
Пути повышения эффективности работы организатора
Организатор и классные руководители
Помощь классным руководителям со стороны организатора