Кто отвечает за работу ребят

Воспитательный эффект субботника достигается только в том случае, если все педагоги и другие работники, весь коллектив школы примет в нем самое активное участие. Именно в совместном со школьниками труде открываются богатейшие возможности для целенаправленного педагогического воздействия на ребят. Идеальный вариант, когда учитель, одевшись по-рабочему, вместе с ребятами собирает бумагу, затаривает ее в сетки, помогает грузить, убирать двор. Здесь показателен пример передового классного руководителя: в списке класса школьники увидели фамилию своего наставника, а против нее – такое количество килограммов собранной макулатуры, которое вызвало всеобщее восхищение.

Однако иногда приходится наблюдать на субботниках иную картину: организатор, старший вожатый, завуч, директор весь день возятся с ребятами около весов, помогают принимать бумагу, руководят погрузкой, а классные руководители стоят группками, разговаривая о постороннем, изредка поглядывая на часы с мыслью: «Скоро ли кончится?» Ребята видят это, и субботник перестает быть праздником коллективного труда.

Если здоровье, возраст не позволяют педагогу нагибаться, грузить сетки, то организатор всегда найдет ему работу по силам: помогать ребятам-учетчикам (записывать в специальный журнал количество сданной каждым школьником макулатуры), детворе из пресс-группы (готовить бюллетени и радиопередачи о ходе субботника), уборщикам (организовать уборку школьного двора). Но нет ничего более антипедагогичного, умаляющего авторитет учителя, чем его праздное стояние в стороне.

День субботника представляет собой неисчерпаемый источник для педагогических наблюдений организатора, поскольку в коллективном труде возникают интересные воспитательные ситуации. Когда сетка с бумагой одного из пятиклассников стояла на весах, из нее выпал «случайно» попавший туда увесистый камень... Плачет малыш-четвероклассник: мальчик из шефствующего класса отобрал собранную бумагу... Десятиклассники оставили на целый час свою работу и помогают малышам перенести тяжелые книги из «тайников»... А вот к школе подкатила незнакомая машина: проезжавший по улице шофер увидел, что ребятам трудно тащить такие ценные для них килограммы бумаги, и предложил подвезти мешки и сетки с макулатурой...

Чрезвычайно полезный материал для работы с общешкольным коллективом дадут организатору наблюдения за тем, кто из ребят и как уходит с субботника: одни ушли, собрав «свою норму», другие помогали и товарищам по классу, и малышам; третьи пошли домой, когда весь класс закончил сбор макулатуры; четвертые работали до окончания субботника всей школой и ушли после того, как помогли очистить от мусора школьный двор.

В условиях трудового субботника раскрывается практически каждый школьник. Сразу видно, кто работает страстно, самоотверженно, увлеченно, дружно, а кто – с прохладцей, кое-как; кто умеет трудиться: рационально заполняет бумагой сетку, обвязывает ее, ловко взваливает на плечи, а кто этому еще должен учиться. Наблюдения послужат организатору полезным материалом для последующей работы с детьми, с коллективом учащихся.

Субботники ценны еще и тем, что в условиях коллективного труда вырастают вожаки хулиганов, совершенствуются их организаторские умения и навыки, активисты учатся строить правильные отношения с людьми, учатся добросовестности, самостоятельности и рабочей смекалке. Все это помогает им становиться поистине идейными руководителями ученического коллектива.


Работа в школе:

Воспитательные результаты субботника
Поддерживать сложившиеся традиции в школе
Организатор и классные коллективы
Организатор и внеучебные объединения школьников
Организатор и неофициальные объединения школьников
Организатор и индивидуальная работа с учащимися
Совместная работа с семьей, производственными коллективами и общественностью