Конкретность плана пригодится мистеру Фиксу

Иногда говорят: «Планировать нужно не мероприятия, а конкретные воспитательные цели, которые стоят перед школой». Кое-где это положение понимают буквально, и тогда рядом с задачами деятельности появляются такие пути их решения, которые никого пн к чему не обязывают, например: «С целью осуществления ... развернуть…., усилить ..., повысить..., обратить внимание...» и т. п.

Любая большая цель, всякая рабочая задача школы может быть реализована только конкретными делами, организуемыми конкретными людьми, в совершенно конкретные и точно обозначенные сроки, что и должно быть отражено в плане. Таким образом, от указания мероприятий в планах работы не уйти. И не против мероприятий, как таковых, справедливо выступают многие педагоги, родители, общественники, а против так называемой педагогики мероприятий, когда бездумно, без конкретной цели в планах появляется большое число никак не связанных между собой случайных дел, неизвестно для чего проводимых, дел, которые не приносят никакой пользы и потому являются формальными (а значит не только ненужными, но и нередко вредными).

Разумная насыщенность плана, равномерность распределения дел во времени. Нарушение этого требования ведет к большим осложнениям в работе школы. С одной стороны, возникает чрезмерное перенасыщение плана мероприятиями, штурмовщина, давно скомпрометировавшая себя в глазах и учителей, и детей. В результате исчезает сама возможность хорошей подготовки и организации дела, а потому снижается его воспитательное воздействие. Более того, у детей в сознании и чувствах еще не уложилось одно мероприятие, а уже наслаивается другое, третье. Получается беспорядочное нагромождение дел, фактов, событий, не прочувствованных, не осмысленных по-настоящему, не проверенных жизнью самого школьника и потому не ставших ему близкими. В конечном счете формализм, порожденный обилием запланированных мероприятий, сводит на нет результаты живого дела, обесценивает сами воспитательные идеи. С другой стороны, пустоты в планируемой работе, полосы затишья приводят к остановке в развитии коллектива.

Опора на ученический коллектив, семью, общественность. Это требование к плану предполагает использование в воспитательной работе возможно более широкого круга факторов, формирующих личность школьника.

Нередко в плане внеурочной работы все обязанности по его осуществлению закреплены только за учителями. Ученический коллектив, органы школьного самоуправления не привлечены к его реализации. Воспитательная работа «для учеников без учеников» носит, в основном, просветительский характер, детям достается только роль слушателей, созерцателей чужого труда. Их самодеятельность парализована, самостоятельность не развивается. Такое воспитание, естественно, ущербно.

Отсутствие опоры на семью и общественность разрушает целостность системы внеурочной работы, исключает участие важнейших сил, призванных помочь школе, существенно сужает сферу целенаправленного воспитательного воздействия, приводит к перегрузке педагогов. Поэтому, составляя годовой план внеурочной работы, организатору необходимо учитывать, как можно конкретно использовать в воспитательном процессе педагогов, самих детей, прежде всего школьную организации, родителем учащихся, внешкольные учреждения, общественность.

В конце учебного года организатор вместе с директором определяют основные задачи внеурочной воспитательной работы на будущий год. На этой основе учителя, ответственные за те или иные участки работы с общешкольным коллективом, классные руководители готовят свои рабочие предложения для общешкольного плана. Собрав и тщательно изучив все предложения, организатор, с учетом названных выше источников планирования, составляет раздел «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа» как часть общешкольного плана работы на следующий учебный год. Проект плана еще весной директор докладывает педагогическому совету. После утверждения педсоветом план становится в руках организатора важным средством руководства и контроля.


Работа в школе:

Содержание и структура плана
Нравственное воспитание и безнравственное поведение
Труд всему голова и умственное воспитание
Эстетическое и физическое воспитание юных школьников
Организация соревнования в школах будет эффективной
Подразделы запланированных мероприятий
План внеурочной деятельности школы