Как наладить систему воспитательной работы

Нам приходилось бывать в школах со сложившейся, казалось бы, системой воспитательной работы, где особенно настойчиво занимаются трудовым воспитанием: регулярно проходят субботники, трудовые десанты, организуют лагерь труда и отдыха, работу в колхозе, на шефствующем предприятии, овощной базе и т. п. Пристальное же изучение этой «системы» показывало, что педагоги, посвятив все силы достижению только высоких производственных результатов, не заметили, что тонны, центнеры, гектары, штуки, километры и т. п. превращались в самоцель, дети испытывали тоску по живому слову, диспутам, конференциям, посвященным смыслу и значению общественно полезного труда. Ребята не могли объяснить, во имя чего достигаются высокие трудовые результаты. В конце концов трудовая активность учащихся падала, поскольку в этих школах было предано забвению то, о чем говорил А. С. Макаренко: «...Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом...

Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы».

Существенный недостаток состоит в слабой идейной и нравственной направленности многих воспитательных мероприятий. Некоторые организаторы, не осознавая взаимосвязи и единства всех направлений воспитания, полагают, что идейно-политическая работа осуществляется только в политинформациях, митингах, деятельности лекторских групп и т. п., а нравственное воспитание – в беседах и диспутах о честности, мужестве, гуманизме. Между тем идейное и нравственное воспитание осуществляется и в трудовом воспитании, и в туристской, культурно-массовой работе, эстетическом воспитании, и во всех многообразных ситуациях, возникающих в жизни.

Внеурочная воспитательная работа становится действительно системой, когда идейность и нравственность являются обязательными аспектами оценки, критериями эффективности и качества каждого проведенного мероприятия, каждого вида воспитательной деятельности.

Комплексный подход является важнейшим методологическим принципом, обеспечивающим целостность системы, ее стабильность. Он предусматривает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, взаимосвязь планирования, организации и анализа воспитательной работы, массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм, взаимодействие детского и педагогического коллективов, а также школы, семьи и общественности, обеспечение последовательности, преемственности, непрерывности, массовости во внеурочной воспитательной работе.

Система внеклассной и внешкольной работы обеспечивается комплексностью, сочетанием педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью, самоуправлением учащихся; целенаправленных воспитательных воздействий – с самовоспитанием школьников; педагогически оправданной требовательности к детям – с гуманизмом, уважением к личности каждого ученика, с опорой прежде всего на положительное в этой личности; обязательности, необходимости – с заинтересованностью в деятельности.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной воспитательной работы служит и система деятельности самого организатора.


Работа в школе:

Основные функции организатора
Что должно входить в обязанности организатора
Организаторские функции
Роль организатора в организации деятельности учащихся
Методические функции
Административные функции
Организатор и директор школы