Изучение воспитательных возможностей семьи и общественности

Особое значение имеет многостороннее и систематическое изучение организатором той реальной базы, на которой строится взаимодействие педагогического и детского коллективов школы с родителями, тружениками шефствующего предприятия, работниками внешкольных учреждений, общественниками. Речь идет о целенаправленном изучении организатором возможностей школы, которые могут и должны быть использованы для помощи семье и общественности, а также возможностей последних для организации помощи во внеурочной воспитательной работе школы. Не менее важно анализировать совместную деятельность школы, семьи и общественности, изучать результаты их взаимодействия.

Среди характерных форм и методов получения такой информации следует назвать прежде всего различные опросы. Во многих школах, чтобы выявить реальные возможности родителей, общественников, организаторы предлагают анкеты, включающие такие, например, вопросы: «Имеете ли вы опыт работы с группами детей? Что вы могли бы сделать в помощь внеурочной воспитательной работе школы? Со школьниками какого возраста вы предпочли бы работать? Каким мог бы быть режим вашей работы?» С этой же целью и по аналогичным вопросам проводятся беседы, интервью с родителями, общественниками ЖЭКов, работниками предприятий и организаций.

Контакты организатора с представителями культпросветучреждений преследуют иную цель. В беседах, в знакомстве с перспективными и текущими планами работы определяются конкретные возможности этих учреждений по оказанию помощи школе (или группе рядом расположенных школ) во внеурочной воспитательной работе с учащимися.

Опрос представителей общественности предприятий позволяет выявить не только одну часть взаимодействия: что предприятия могут сделать для школы, но и другую (важнейшую!) его часть: объем и содержание необходимой педагогической и методической помощи общественникам, всем труженикам со стороны школы, учителей. Получив информацию о потребностях общественности, организатор изучает реальные возможности школы для их удовлетворения. Для этого проводят специальные беседы с учителями, где выясняют, например, темы лекций, с которыми педагоги могли бы выступить в цехах шефствующего предприятия, или бесед, семинаров, которые можно провести для представителей общественности, занятых внеурочной воспитательной работой со школьниками. Немало полезных сведений можно получить и от самих школьников. В анкету для ребят включают такие, например, вопросы: «Чем увлекаются твои мама, папа в свободное от работы время? Как ты думаешь, можно ли пригласить кого-нибудь из твоих родителей рассказать в классе о своей работе, о любимом занятии? Можно ли просить их организовать в школе кружок? Когда им удобнее провести в школе (или в красном уголке ЖЭКа) беседу, занятие кружка?»

Наконец, беседы с учащимися дают возможность получить оперативную информацию о ходе самого процесса взаимодействия школы с семьей и общественностью – о его конкретных элементах: том или ином кружке, лектории, клубе или занятии в спортивной секции, туристском походе, экскурсии, вечере, собрании и т. д.

Касаясь других форм и методов получения организатором необходимой информации, назовем прежде всего целенаправленное наблюдение при посещении воспитательных мероприятий, проводимых воспитателями-общественниками. Такое мероприятие обязательно анализируют. На что необходимо обратить внимание? В первую очередь на воспитывающий характер содержания и форм деятельности ребят, соответствие общему плану работы данного объединения школьников, педагогические навыки руководителя-общественника, его отношение к детям, отношение детей к нему, на степень активности и самостоятельности школьников при подготовке и проведении мероприятия. Эти же вопросы кладутся в основу педагогического анализа посещенного мероприятия с руководителем и активом школьников.

Иногда в школах практикуют индивидуальные и групповые сообщения родителей, общественников об участии во внеурочной воспитательной работе со школьниками. Наиболее активные отцы и матери рассказывают об этом на общешкольных родительских собраниях, на заседаниях родительских комитетов классов и школ, активисты-общественники – на заседаниях советов по внеурочной работе в микрорайоне, советов содействия семье и школе при предприятиях, на соответствующих комиссиях исполкома.

Используя различные формы и методы изучения воспитательных возможностей семьи и общественности, организатор стремится к тому, чтобы полученная информация была правильно зафиксирована и оформлена. Для этого может быть использована специальная картотека, где учтены все родители, производственники, общественники, которые ведут (или могли бы вести) внеурочную воспитательную работу со школьниками микрорайона.


Работа в школе:

Организация взаимодействия
Просветительская работа в микрорайоне
Деятельность организатора среди населения микрорайона
Пути взаимодействия школьников и организатора
Организация работы с общественностью
Анализ внеурочной воспитательной работы
Цели, содержание, особенности анализа. Требования к анализу