Изучение педагогических кадров

Эффективно вести методическую работу организатор может только тогда, когда хорошо знает педагогов, с которыми работает, имеет достаточно полное представление о сильных и слабых сторонах учителей, классных руководителей. Прежде всего организатору важно выявить способности, склонности, направленность знаний и увлечений, особенности жизненного опыта того или иного педагога, чтобы на этой основе более эффективно привлекать его к организации различных видов деятельности школьников. Без представления об уровне профессиональной квалификации учителей трудно определить содержание, приемы и формы той методической помощи, в которой они нуждаются или которую могут сами оказать коллегам. Наконец, знание индивидуальных возможностей педагогов позволяет не только выявить, но и запроектировать положительный опыт внеурочной воспитательной работы и содействовать его распространению.

Для решения этих задач могут быть использованы разные методы. Наиболее эффективно, как показывает практика лучших организаторов, целенаправленное наблюдение. «Надо делать первые шаги, потом внимательно наблюдать, нащупывать почву для дальнейших шагов, смотреть открытыми глазами, не закрывать глаз на ошибки, поправлять их в процессе работы, критически относиться к своей работе и самое главное – наблюдать, наблюдать, наблюдать», – писала Н. К. Крупская.

Посещая различные внеклассные мероприятия, бывая на уроках, можно наблюдать педагогов в разных или одинаковых условиях. Бесконечно разнообразие ситуаций: собрание в классе и воскресник, военно-спортивный праздник и беседа в школьном музее боевой славы, классный вечер отдыха и торжественная линейка, турпоход, труд в мастерской и, главное, урок. Во всех этих ситуациях раскрываются различные грани педагогической позиции учителя, классного руководителя, система его работы. При этом анализируют основное: как педагог создает ту или иную ситуацию, каково его поведение в той или иной ситуации. Организатору важно не просто посетить сбор, трудовой субботник или классный час, но наблюдать целенаправленно. Тогда из многообразия наблюдений складывается относительно полное представление о педагогической квалификации, профессиональном уровне, особенностях личности того или иного учителя.

Например, поставив задачу выяснить, на каких основах классный руководитель строит свои отношения с коллективом учащихся, и планируя для этого посещение открытого собрания девятиклассников «Если тебе имя...», организатор составляет схему наблюдения: когда и как приходит педагог на собрание, как реагирует на высказывания ребят, как участвует в обсуждении, как выступает.

В том, как вошла учительница в физический кабинет, заполненный сейчас ее питомцами (она и не опаздывала, и не спешила, давая возможность комсоргу самому навести порядок и начать собрание), где и как расположилась (не на «галерке», обложившись тетрадями или дневниками и демонстрируя свое невмешательство, а за одним из средних столов, но как бы случайно оказавшись среди не самых организованных школьников, положив перед собой ручку и такой же блокнот, как и у членов школьного бюро находок); в том, как внимательно и терпеливо слушала, что-то записывала, хмурилась или улыбалась, не спешила отвечать на вопросы и в то же время подавала быстрые и точные реплики, видя комсорга или выступающего в явно затруднительном положении; в том, как отказалась выступить вне очереди; в том, как, получив слово, увлеченно оспаривала ошибочные доводы, отстаивая свои взгляды, – во всем была отчетливо видна активная позиция педагога-гуманиста, уважающего мнение и авторитет школьных организации, знающего ребят, по-хорошему увлеченного их делами. Была видно и другое: как доброжелательно и внимательно слушали учительницу девятиклассники, как серьезно спорили с ней, – так относиться можно только к уважаемому человеку.

Наблюдая ее в других ситуациях, можно было видеть те же качества: мягкость и вместе с тем неуклонность требований к учащимся на уроках физики; умение вместе с ребятами, но, как правило, лучше их работать на воскресниках; юмор (от безобидной до весьма острой шутки) в нелегкие моменты жизни школьного трудового лагеря.

По-разному проявляла себя учительница, но во всех случаях главным было уважение к личности каждого воспитанника, знание и понимание ребят, стремление активно воздействовать на жизнь коллектива и отдельных учащихся, умение быстро сориентироваться в ситуации и найти точную педагогическую реакцию. Во всех случаях и отношение школьников к педагогу было положительным: видно, что они любят и уважают своего классного руководителя.

В связи с целенаправленным наблюдением остановимся еще на одном вопросе, который волнует многих организаторов. Они часто спрашивают: «А обязаны ли мы посещать уроки учителей, как это делают директор и завуч?» Неверна сама постановка вопроса – «обязан». Как и любой учитель-предметник, организатор – член школьного методобъединения (например, словесников или физиков) и в соответствии с планом объединения сам дает открытые уроки и ходит на уроки того или иного коллеги, участвуя в их всестороннем анализе. В то же время никто не обязывает организатора посещать и анализировать множество уроков всех учителей, как того требует должностное положение других руководителей школы. Значит, не обязан? Повторяем, здесь неправилен акцент на обязанность. Посещение уроков классных руководителей и учителей, ответственных за те или иные участки внеурочной воспитательной работы, – это потребность, возникающая у каждого, кто хочет знать сильные и слабые стороны педагогов, проявляющиеся на самом сложном участке их многогранной деятельности – на уроке.


Работа в школе:

Организация работы педагога с классом
Необходимость делиться опытом воспитательной работы
Методическая помощь в воспитательной работе классных руководителей и учителей
Вопросы для объединения учителей
Разноплановое содержание воспитательной работы
Организация методической помощи педагогам
Налаживание работы педагогического коллектива