Эффективность работы школы

Подобные разборы не только дают содержательный материал для корректировки процесса Боепитания, но и учат ребят самих анализировать работу, подводить итоги, создают реальную возможность и условия для высказывания предложений, т. е. для развития инициативы и самостоятельности старшеклассников. Более того, анализ проведенных мероприятий имеет и вполне самостоятельное значение для нравственного формирования личности старшеклассников: необходимость давать оценку своей работы, сравнивать ее с оценкой товарищей и взрослых, оценивать работу других – все это учит школьников справедливости, честности, принципиальности, скромности, такту.

Немедленный разбор полезен даже тогда, когда положительные результаты, казалось бы, очевидны и нечего разбирать, нечего анализировать.

Вот подводят итоги очередного дня традиционной экспедиции 345-й московской школы по Новгородской области.

В бою под деревней Павлово погиб выпускник школы, герой Великой Отечественной войны Михаил Татарский, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота.

Основным делом дня был митинг, проведенный вместе с сельскими жителями у братской могилы, где похоронено 1200 бойцов 3-й Московской гуманистической дивизии. Там, у могилы Татарского, имя которого носит молодежная организация школы, старшеклассники читали стихи, которые они сами сочинили, участвуя в конкурсе за право быть в составе экспедиции, там же лучшим из принятых в банду сестра героя вручила билеты. Жители деревни сердечно благодарили ребят и учителей за внимание и память о их деревне, за добрые дела. После митинга, вечером, долго никто не мог уйти с места захоронения – пели военные песни, молчали, зажгли факелы – прощались с павшими героями.

Казалось, педагогами все было учтено, высокий воспитательный эффект налицо, и начало разбора дня подтверждало это: «Меня потрясли эти могилы и жители деревни Павлово – живые реликвии войны», «Я только сейчас понял, что такое война, я чувствую себя обязанным всегда писать и помогать этим замечательным женщинам из деревни Павлово», «Для меня сегодняшний день – это очищение, я понял, что такое смерть и бессмертие», «Мне сегодня на могиле стало стыдно за свои бесцветные 16 лет», «Я счастлив, что мне довелось побывать здесь», «Мы очень благодарны педагогам за поддержку, помощь, за хороший настрой, за дух дружбы, который нас сопровождает», – так говорили ребята. Казалось, никакие мелкие недочеты не могут умалить высокой идейности, эмоциональности, огромного впечатления от сделанного. Но вот слово взял секретарь комитета школы: «Я не верю никому из вас! Вот вы говорите «очищение», «обостренная совесть», «доброта, гуманизм», а когда все ушли с митинга, я остался в темноте один без фонаря складывать технику, упаковывать имущество, знамя, хотя просил оставить мне фонарь и помочь. Вы ушли от меня метров на 600 вперед, и я всю дорогу нес знамя и два тяжелых ящика. Помощь мне предложили только учителя. Значит, все ваши чувства лишь с поверхности тронули душу, они не воплотились в поступки».

Ситуация, о которой сказал юноша, не могла не повлиять на школьников, на их нравственный опыт и остаться без должных выводов не только для ребят, но и педагогов.

Однако оперативный анализ оказывается недостаточным для подведения итогов длительного периода работы, а тем более системы воспитательной работы в целом. Тут следует обратиться к более существенным показателям, в частности таким, как изменения в детском коллективе, в отношениях между ребятами, в поведении отдельных школьников и т. п. Такую информацию могут дать сочинения учащихся, проведенные учителями-словесниками на темы, прямо или косвенно предполагающие оценку воспитательной работы, например: «Моя общественная биография», «Традиции моей школы», «Берем с гуманистов пример».

Полезную информацию для анализа дает изучение протоколов, стенограмм педагогических советов, школьных собраний, беседы организатора с учителями и родителями о том, что ребята говорят дома о школе, как оценивают в семьях воспитательные акции, каков общественный авторитет школы в микрорайоне и из чего он складывается.


Работа в школе:

Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность
Необходимые качества организатора
Требования к выполнению функций организатора