Что следует учитывать при планировании работы

Нередко начинающие организаторы, услышав о какой-либо новой форме работы или прочитав об интересном опыте в печати, стремятся сразу же перенять его и... терпят неудачу, так как не учитывают особенности своего коллектива, его подготовку, устоявшиеся традиции. Сколько было разочарований в школах, где, не подумав, решили проводить общественные смотры политических знаний старшеклассников, хотя не была налажена система политинформаций, не работали ни политический лекторий, ни кружки, ни лекторская группа! Подобные эксперименты так же вредны, как и навязывание при планировании достаточно зрелым коллективам таких форм работы, которые уже давно были освоены ребятами и не соответствуют достигнутому ими уровню.

Тщательность отбора форм работы обязывает учитывать при планировании различные возможности учащихся разных классов, отличающихся по возрасту и опыту. Например, диспуты на тему «Настоящий друг. Каков он?» или «Самолюбие. Это хорошо или плохо?» полезны, интересны и вполне по силам восьмиклассникам, в то время как уже для ребят IX класса эти темы могут оказаться слишком простыми. Диспуты «Нравственная свобода и ответственность», «Высшее образование – цель или средство?» интересны и по силам более зрелому коллективу выпускного класса; восьмиклассникам же поднять такие темы будет трудновато.

Иногда организатор пытается внести в план все известные ему формы работы, полагая, что такой всеохватностью обеспечивается полнота содержания. Каждое направление воспитательной работы реализуется как в своих специфических формах, так и в делах, присущих другим направлениям. Чувство меры при отборе форм крайне необходимо.

Целостный подход к личности школьника. Организаторы иногда недоумевают: планируются отдельные направления воспитательной деятельности (формирование ответственного отношения к учению, трудовое, эстетическое, физическое воспитание), а мыслится целостное воспитание, не по частям. Некоторые даже видят главную причину одностороннего подхода к воспитанию в такого рода планировании и на этом основании считают нужным отказаться от планирования по направлениям, не предлагая иных вариантов. Другие организаторы считают, что всесторонность плана, разнообразие форм работы, представленных в нем, сами собой обеспечивают целостность воспитания. Ни та, ни другая точка зрения не может быть полностью и без оговорок принята как верная. В какой бы структуре, форме ни составлялся план, каким бы всесторонним и полным ни был, как бы тщательно и детально ни разрабатывался сам по себе, он не может предопределить целостный подход к воспитанию. К тому же планирование по направлениям и участкам деятельности не отрицает целостного подхода в самой работе.

Рассмотрим для примера такую форму туристской работы, как походы. Очевидно, что в них школьники приобретут, отработают и закрепят необходимые туристские умения и навыки (хождение по азимуту, умение поставить палатку, разжигание костра). И не только это. Если поход педагогически правильно организован, дети увидят размах грандиозного строительства и стране, узнают о переменах в родном крае в текущей пятилетке (идейно-политическое воспитание), будут любоваться красотой и величием природы (эстетическое воспитание), возможно, побывают у братских могил, которыми обильно покрыта наша земля, отыщут новые данные о безымянном герое (военно-патриотическое воспитание), будут готовить себе пищу, помогут матери погибшего фронтовика наколоть дрова (трудовое воспитание), будут преодолевать физические трудности, купаться, загорать, играть в спортивные игры (физическое воспитание), наконец (и это главное), в походе сформируются определенные отношения между ребятами, укрепится чувство дружбы, взаимовыручки, проявится смелость, чуткость (нравственное воспитание) и т. д. Естественно, все эти стороны воспитания будут воздействовать на личность каждого школьника в совокупности, что выразится в его идейном, духовном, гражданском, нравственном росте в целом (повторяем: при педагогически правильной организации самого похода).

Очевидно, самый подход к планированию воспитательной работы по направлениям здесь ни при чем, все зависит от качества реализации намеченного. Таким образом, если организатор при планировании каждого из направлений деятельности тщательно продумает идейно-нравственный замысел намечаемых дел, иначе говоря, ответит на вопрос, на формирование каких качеств личности эти мероприятия нацелены, ради чего и во имя чего их вносят в план, то подчиненность запланированных дел единой цели позволит обеспечить целостный подход к воспитанию личности школьника.


Работа в школе:

Конкретность плана пригодится мистеру Фиксу
Содержание и структура плана
Нравственное воспитание и безнравственное поведение
Труд всему голова и умственное воспитание
Эстетическое и физическое воспитание юных школьников
Организация соревнования в школах будет эффективной
Подразделы запланированных мероприятий