Цели, содержание, особенности анализа. Требования к анализу

Массовая практика показывает резкое снижение эффективности воспитательной работы, если игнорируется анализ – важнейший компонент системы, без которой, в сущности, невозможно ее развитие и управление ею. Чтобы поставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, нужно знать, что уже достигнуто в формировании и развитии личности и коллектива, выявить причины неудач, ошибок, невосприятия детьми некоторых воспитательных воздействий школы. Только опираясь на достигнутое, правильно оценивая, умело анализируя результаты воспитания, можно успешно двигаться вперед.

Анализ включает и соотнесение целей и результатов работы, и изучение информации о ходе процесса воспитания, и определение эффективности тех или иных форм, методов деятельности общешкольного и классных коллективов, молодежных организаций, внеучебных объединений учащихся и пр. Такая разносторонность анализа позволяет определить пути, ведущие к совершенствованию всей системы внеурочной воспитательной работы.

За основу анализа может быть взято рекомендательное письмо Министерства просвещения «О критериях оценки деятельности школы». В разделе «Уровень воспитанности учащихся и выпускников школы» называются следующие моменты: «Состояние идейно-воспитательной работы в школе. Наличие системы воспитательной работы, обеспечивающей единство идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, разностороннее развитие основных видов и форм творческой общественно полезной деятельности учащихся. Организация и сплоченность ученического коллектива, направляющая роль детских организаций. Выполнение требований Устава средней общеобразовательной школы и Типовых правил для учащихся. Развитие самостоятельных начал в коллективе. Полный охват учеников разнообразными общественными поручениями и систематическими занятиями в различных объединениях по интересам. Участие школьников в общественно полезных трудовых делах, включая трудовые работы в период летних каникул; наличие системы трудового воспитания. Отсутствие фактов правонарушений среди учащихся, постановки на учет в детских комнатах милиции».

Любой педагог в состоянии отметить положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива учащихся, оценить стороны личности многих воспитанников, дать краткую характеристику классных коллективов и отдельных учеников, сравнить свою точку зрения, свои оценки с мнением коллег, ребят, привлечь самих учеников к анализу жизни школы за прошедшее время, услышать их оценку проводимых в школе дел, сравнить с тем, что было прежде, и т. д. Большинство организаторов, сознательно или интуитивно, но могут вести педагогический анализ.

Организатора в анализе должна интересовать эффективность не столько его собственных действий, сколько, главным образом, проводимых в школе мероприятий. Важно выяснить результативность совместной деятельности учащихся, педагогов, общественности. Особенно остро стоит вопрос об изучении восприятия этой деятельности школьниками. Сведения о восприятии очень важны. Они информируют о функционировании всей системы внеклассной и внешкольной работы. К сожалению, организаторы часто озабочены тем, как, на что и где надо воздействовать, но не тем, как воспринимают ребята эти воздействия. И здесь заключена одна из определяющих причин низкой эффективности системы воспитательной работы.

Реальной основой суждения об эффективности планируемых мероприятий, действий организатора или других педагогов является не только знание о самих этих мероприятиях, их содержании и формах. Необходимо знать и особенности объекта влияния: специфику данного объединения учащихся, отношения, сложившиеся в нем, своеобразие личности конкретного подростка или старшеклассника. Только такое знание позволит обоснованно выбрать формы и методы воспитательной работы. В этом случае не возникает неприятия ребенком или коллективом детей требований взрослого, предлагаемых им дел, мероприятий (из-за их содержания, формы или из-за того, что они исходят от определенного лица). Отсюда следует, что без информации о восприятии организатор не может рассчитывать на непогрешимость и успешность всякого дела только потому, что его руководителем или творцом является педагог.

Имея необходимую информацию, организатор может проанализировать целесообразность проводимых дел, учесть воздействие максимально широкого круга факторов, влияющих на формирование личности школьника, коллектива, на всю систему работы; ввести результаты педагогического анализа в ткань перспективного и текущего планирования; вести наблюдения за ходом внеурочной работы и ее результатами, определить наиболее эффективные способы собственной деятельности.

Очевидно, что анализировать воспитательную работу в школе должны все: и сами дети, и учителя, и руководители. Причем функции каждого в анализе различны и многоплановы, хотя и подчинены одной цели – улучшению воспитательной деятельности школы.


Работа в школе:

Важность анализа педагогической работы
Влияние воспитательной работы на формирование личности
Методы получения информации для анализа
Анализ фактов в процессе наблюдения
Вопросы для анализа воспитательной работы
Анализируя ответы старшеклассников
Воспоминания выпускников школы