Анализируя ответы старшеклассников

Для получения сравнительно точных данных используют анкеты с так называемыми закрытыми вопросами, когда возможный выбор ответов ограничивается заранее определенными вариантами, предусмотренными организатором. Закрытые вопросы облегчают сопоставление и статистическую обработку ответов. Однако даже в тщательно разработанной анкете могут оказаться не предусмотренными все возможные варианты ответов. В этом случае ученику разрешается записать свой ответ. Допустим, организатору, анализирующему работу, необходимо выяснить, в чем причины безответственного, равнодушного отношения отдельных членов к поручениям. Быть может, эти причины в каждом случае сугубо индивидуальны, а возможно, есть и какие-то общие, типичные для данного коллектива старшеклассников обстоятельства? Отдел педагогической работы в школе НИИ общих проблем воспитания АПН России, разрабатывая пути повышения общественной активности старшеклассников, для выяснения причин составил такую анкету:

Что мешает тебе активно участвовать в работе?

(Подчеркни три, на твой взгляд, главные причины.)

1. Работа мне неинтересна – считаю, что мог бы выполнять более серь-

езные поручения.

2. Отсутствие интереса к моей работе у добровольцев.

3. Слишком сложные для меня поручения.

4. Нет достаточных знаний для выполнения общественного поручения.

5. Неумение спланировать и организовать работу.

6. Трудности, возникающие по ходу работы.

7. Неумение требовать с других.

8. Не воспитал еще в себе волю, собранность, выдержку, чтобы дово-

дить начатое дело до конца.

9. Занятость уроками.

10. Занятость моим любимым делом (каким именно, укажи).

11. Все свое свободное время отдают общению с близкими товарищами

по классу, школе, вне школы.

12. Хотел бы активно участвовать, но никто не предлагает.

13. Моя общественная работа не встречает поддержки у родителей.

14. Моя общественная работа не находит поддержки у учителей тех

предметов, которые мне даются с трудом.

15. Не вижу смысла в проводимых делах.

Обработав ответы, организатор сможет увидеть и те обстоятельства, преодоление которых не зависит от молодежной организации, и те, преодоление которых вполне по плечу коллективу. Такой анализ поможет более обоснованно и точно спланировать дальнейшую работу по развитию общественной активности старшеклассников.

При составлении анкет любого типа организатору важно помнить, что вопросы не должны подсказывать ожидаемые ответы, что ответы могут быть как близки к общепринятым взглядам, так и отличаться от них. Некоторые педагоги наивно полагают, что все трудности с получением достоверных мнений ребят будут преодолены, если призвать учащихся к честности и откровенности, заверить их в том, что высказыванием мнений, мотивов своих поступков, взглядов, личных нравственных оценок они никакого вреда себе не причинят, что ответы останутся в тайне и не будут использованы против кого-либо, не станут достоянием всех. Достоверность ответов определяется не призывами и обещаниями учителя, а степенью сложившегося к моменту анкетирования доверия школьников педагогу. Наряду с этим нельзя забывать, что часть подростков и особенно старшеклассников в ответах оригинальничают, демонстративно проявляют свою самостоятельность, давая заведомо противоречивые, недостоверные ответы, скрывая свое истинное (большей частью разумное и справедливое) мнение. Что же касается мотивов поступков, желаний, оценок, то о них даже взрослые редко способны дать объективный ответ. Отсюда следует, что педагог должен проверить данные анкетирования другими методами получения информации или же прибегнуть к «хитрой» педагогической технике: прямые и косвенные вопросы в анкетах варьировать и сочетать таким образом, чтобы ответы дополняли и контролировали друг друга, чтобы даже на основе расхождений между ними можно было сделать объективные выводы.

Разумеется, не следует предлагать анкеты младшим школьникам, у которых сам процесс письма вызывает еще немалые трудности. При пользовании анкетированием, как, впрочем, и любым другим методом сбора информации, нужно соблюдать чувство меры: когда детей то и дело «допрашивают», когда сбор информации превращается в самоцель, когда организатор забывает о воспитательном эффекте всей процедуры опроса и видит перед собой не живых детей, а механических субъектов информации, то все это воспитательное мероприятие становится антипедагогическим, оно раздражает ребят, вызывает их протест. Работа теряет свою серьезность, утрачивается ее смысл: школьники дают недостоверные ответы, с нарочитым юмором или сарказмом. В этих случаях нарушается незыблемое правило: любой педагогический анализ проводится в интересах детей.

Мощный и многофункциональный вибратор кролик Вы найдете тут по хорошей цене.


Работа в школе:

Воспоминания выпускников школы
Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность