Анализируя характер проведённых мероприятий

Анализируя мероприятия, собранные факты, воспитательную работу в целом, организатор использует и обобщение. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке. Обобщенное суждение, являясь более глубоким отражением действительности, позволяет проникнуть в сущность воспитательных мероприятий и, таким образом, оценить воспитательную деятельность педагогов с принципиальных позиций. . Рассмотрим такой пример. Школьники организовали и провели в сентябре поход по литературным местам своего края, увидели много интересного, собрали ценный краеведческий материал и оформили его на стенде. В октябре ребята этого же класса провели вечер «Песни костра и дорог». Спортсмены заняли призовые места в районных соревнованиях по различным видам спорта. В ноябре все неплохо поработали на овощной базе по закладке картофеля на хранение. Дела класса были разнообразными по содержанию, хорошо организованными, достаточно массовыми. Однако в походе некоторые ребята играли в карты; на вечере песни со сцены прозвучало несколько песен-стенаний, наполненных духом ложной романтики; некоторые спортсмены не явились на трудовой субботник, мотивируя это тем, что тренируются в спортзале – готовятся к районным соревнованиям; после работы на овощной базе большинство учащихся не приготовили домашние задания. Обобщая эти негативные факты, можно сделать следующий вывод: идейно-нравственный уровень проведенных мероприятий низок, – следовательно, необходимо усилить соответствующую работу среди учащихся этого класса.

Еще пример. Организатор посетил в одном и том же классе воспитательные мероприятия, проведенные в течение четверти: политбеседу, встречу с ветераном труда, классный час, диспут, читательскую конференцию по книге, политинформацию. Обобщая, нетрудно увидеть, что все проведенные мероприятия носят словесный характер, что нужно немедленно запланировать и организовать с ребятами трудовые и другие практические общественно полезные дела. Изучив характер подготовки мероприятий, в частности, выявив, кто занимался такой подготовкой, организатор, опять-таки пользуясь обобщением, сделал и другой вывод: ребят слабо привлекают к организации их жизни, не развито самоуправление в классе – и дал на этом основании ряд советов классному руководителю.

В анализе приходится обращаться к абстрагированию, т. е. отвлечению от конкретных мероприятий, характеристик, отношений, особенностей и пр. и созданию некоторой обобщенной, идеальной модели анализируемых педагогических явлений и фактов. Например, классный руководитель заметил, что школьники часто спорят по принципиальным нравственным проблемам, причем споры эти носят острый характер, класс увлечен ими, они становятся традиционными и в других классах. Естественно, что у организатора возникает потребность проанализировать эти дискуссии: что ребят волнует больше всего, каково воспитательное значение споров, хорошо ли, что они возникают непроизвольно, или их нужно организовывать, каковы должны быть при этом место и роль учителя и т. д.? Для того чтобы ответить на эти вопросы, т. е. провести анализ данного явления, целесообразно отвлечься, абстрагироваться от конкретного спора, его содержания, места, времени его прохождения, характера участников, поведения ребят и составить воображаемую максимально обобщенную, т. е. абстрактную модель диспута. Результатом процесса абстрагирования будут различные понятия и категории. Полезно обдумать основные признаки диспута, элементы его организации, правила поведения участников, общую направленность обсуждаемых тем, функции ведущего, формы проведения диспутов, условия их успешного проведения и пр. Очевидно, сравнивая споры, возникающие в классах, с этой обобщенной моделью, можно ответить на поставленные вопросы, т. е. провести анализ.

Следует заметить, что абстрагирование – достаточно сложная операция, но это не должно быть причиной отказа от ее использования в воспитательной работе, ибо результативность этой формы анализа весьма значительна.

Совокупность описанных методов обеспечивает не только собственно анализ, но успешное функционирование всей системы воспитательной работы. Действительно, построенный на всесторонней информации, психолого-педагогический анализ процесса воспитания, его результатов (что достигнуто, почему, какими средствами, что не получилось, почему) предусматривает и синтез, т. е. обобщение позитивных результатов работы. Анализ и синтез кладутся в основу корректировки системы, необходимых дополнительных действий организатора. Корректировка касается и самой работы, и связей, образующихся в ходе процесса воспитания, и отношений, в которые вступают все участники воспитательной деятельности при реализации связей. Иначе говоря, полученные обобщенные знания о состоянии системы работы служат ценнейшим материалом для начального этапа работы организатора – планирования, позволяют предотвратить повторение ошибок. Вместе с этим в итоге анализа фиксируются достигнутые положительные результаты: закрепляются позитивные формы и методы, с помощью которых были достигнуты эти результаты, т. е. стабилизируется вся система внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Нет уверенности что играть вулкан казино онлайн безопасно? Заходите на надежный radiocarnival.ru


Работа в школе:

Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность
Необходимые качества организатора
Требования к выполнению функций организатора
От чего зависит авторитет организатора
Несколько советов начинающему организатору