Анализ воспитательного процесса

Полученная информация открывает перед организатором возможности глубокого и обстоятельного анализа внеурочной воспитательной работы. Анализ предусматривает условное расчленение целого на составные части и последующее обобщение, сравнение, абстрагирование и другие логические операции. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Десятиклассники подготовили и провели классное собрание на тему «Твоя активная жизненная позиция». У организатора, который присутствовал на собрании, сложилось о нем определенное впечатление. Для того чтобы проанализировать увиденное и услышанное, логично сначала расчленить его, скажем, так: доклад, выступления ребят, принятие решения, роль бюро в выработке принципиальной позиции, поведение учащихся на собрании и после него. Каждая из этих частей, в свою очередь, также подвергается анализу после расчленения. Например, в докладе следует оценить его идейность, остроту постановки вопроса, чувство меры в оперировании фактами и обобщениями, пропорциональность в отборе критического материала и положительных фактов, степень самостоятельности комсорга в подготовке доклада.

Аналогично организатор анализирует и другие элементы собрания.

Сравнение используют в анализе прежде всего при оценке поступков, поведения, качеств личности школьников и коллектива в целом. Ведь просто накопить какую-то сумму различной информации недостаточно. Анализируя, нужно постоянно сопоставлять то, что получилось в результате проведенной воспитательной работы, с теми целями, которые намечал организатор. Любая оценка в воспитании есть сравнение с идеальным, с должным – с моральным кодексом строителя гуманизма, требованиями нашего общества к каждому человеку, к коллективам. Оценивая результаты воспитания, эффективность проведенных мероприятий, важно сопоставлять их не только с тем, как должно, чтобы наметить план дальнейшей работы, но и с тем, как было раньше, ибо последнее позволяет увидеть положительные сдвиги. А ведь добиваться эффективности воспитательной работы можно и нужно, прежде всего основываясь на позитивном, развивая его.

Рассмотрим такой случай. На педагогическом совете по итогам первого полугодия руководители школы высказали справедливую тревогу из-за плохой учебной дисциплины, успеваемости в одном из седьмых классов. По результатам соревнования отряд этого класса тоже оказался хуже других. Ученики прогуливали и срывали уроки, устраивали драки, многие подростки курили и пр. Молодой классный руководитель, пришедший в этот коллектив в начале учебного года, в сердцах сказал:

«Я целый лень кручусь с ними, работаю без выходных, а результатов почти не г. Нужно кончать с этой педагогикой возни с каждым и начинать закручивать гайки – иного выхода нет».

«Да, если сравнивать только с тем, что есть в лучших соседних классах, то итоги работы удручают, – возразил организатор, – но если сопоставить с тем, что было, то нельзя не увидеть пусть еще небольшие, но совершенно конкретные сдвиги: в классе перестали удирать с дежурства, большинство трудных мальчишек по примеру своего классного наставника дна раза в неделю стали посещать плавательный бассейн; во второй поход пошло уже 15 ребят (а в первом было всего семь). И в нелегких походных условиях мальчишки проявили злвндное товарищество и внимание к девочкам;_ и хотя на субботник пришла только половина класса, зато на следующий день, когда были вывешены результаты, остальные сами, даже без намека классного руководителя, собрали и сдали немалое количество макулатуры; неуспевающих к концу полугодия было четверо, что, конечно, много, но в первой четверти их было семь».

Приведенное организатором сравнение заставило классного руководителя сделать вывод, принципиально отличающийся от первоначального, а именно: повышая требовательность к ребятам в учебе, труде, организации жизни класса, следует накапливать конкретные успехи, развивать созидательную деятельность как в индивидуальной работе с каждым учеником, так и с коллективом в целом; перспектива улучшения жизни класса реальна.

Для анализа нередко полезна классификация, суть которой состоит в логическом делении группы анализируемых учащихся, педагогических явлений, фактов, воспитательных мероприятий по какому-либо признаку, существенному для данной группы.

При анализе воспитательных мероприятий в классе или в школе их можно классифицировать – в зависимости от поставленной задачи – по разным признакам: по целевой установке (например, как в тех или иных делах сплачивается коллектив, создается правильное общественное мнение, формируются традиции; где эти процессы происходят наиболее эффективно), по содержанию, по массовости, по возможности накопления учащимися нравственного опыта, развитию организаторских способностей, умений, навыков и т. д.

Открывайте игровые автоматы вулкан играть онлайн на с justinmult.ru, заработайте сидя на диване!


Работа в школе:

Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой
Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность
Необходимые качества организатора
Требования к выполнению функций организатора
От чего зависит авторитет организатора