Анализ и контроль за воспитательной работой

Как же связаны анализ и контроль за работой, административные функции организатора и воспитательная деятельность школы в целом? Обычно, когда говорят об анализе, имеют в виду прежде всего изучение ученического коллектива и результатов его работы. Термин «контроль» преимущественно используют по отношению к деятельности педагогов. Вместе с тем анализ и контроль – при большой разнице содержания и объема – очень тесно связаны. Действительно, качественный контроль за выполнением плана воспитательной работы, относясь к административным функциям организатора, может быть осуществлен прежде всего на основе сбора информации о состоянии и ходе работы и ее анализа. И здесь организаторы нередко испытывают немалые трудности.

«Прав ли директор, обязывающий меня ежедневно посещать воспитательные мероприятия и фиксировать в специальном журнале их содержание для контроля и последующего анализа?», «В чем состоят функции организатора, если он присутствует на воспитательном мероприятии в классе?», «Я посещаю почти все классные часы, веду их строгий учет, а качество их оставляет желать лучшего. Почему?». Эти и подобные вопросы свидетельствуют о том, что не все организаторы четко представляют свои главные функции, не все видят их взаимосвязь, взаимовлияние и в полной мере учитывают специфику воспитательных мероприятий, по форме, методике и характеру отличающихся от урока. Как было сказано, методические функции организатора в работе с учителями, классными руководителями, общественниками являются главными в его деятельности. Поэтому, если он проводит с педагогами семинары по методике воспитательной работы, постоянно помогает им подбирать материал, вместе с учителями готовит отдельные дела, то отпадает нужда в ежедневном мелочном контроле. Да и необходимую для анализа информацию организатор может и должен получать, не только лично присутствуя на мероприятиях, а многими другими способами. Частый непосредственный личный контроль отнимает много времени, которое лучше использовать для помощи классным руководителям. Опыт показывает, что такой подход потом окупается сторицей. Административные функции организатора, как говорилось, не являются ведущими в его деятельности и служат для более качественной реализации его методических и организаторских функций.

Было бы неверным сделать отсюда вывод, что не нужны вообще посещения организатором мероприятий в классах, не нужен контроль. Периодический разумный контроль, построенный на разных способах получения информации о ходе воспитательной работы, необходим.

Однако целесообразность, чувство меры, интересы воспитания требуют от организатора учитывать специфику многих мероприятий как воспитательных акций.

Рассмотрим, например, посещение классных часов. Определяя их как время личного целенаправленного, духовного, даже интимного общения наставника с классным коллективом, как время нравственного просвещения, следует признать не всегда уместным присутствие любого постороннего человека, а тем более публично фиксирующего чувства, мысли детей, препарирующего духовные отношения, рассматривающего их, как стрекозу на булавке, через увеличительное стекло. Справедливо мнение одного из организаторов, который рассказывает: «Когда я присутствую на классных часах и, сидя где-то на последней парте, фиксирую в журнале все происходящее, я, ощущая на себе настороженные взгляды ребят, вижу их выступления с оглядкой, вижу, как нервничает классный руководитель, вижу, что они ощущают какую-то неловкость от моего присутствия. Эту же неловкость чувствую и я. Хочется закрыть свой журнал, поближе придвинуться к ним и принять участие в их задушевном разговоре».

Действительно, ведь классный час – это интимный час коллектива, поэтому здесь очень важно не быть навязчивым и присутствие организатора должно быть абсолютно уместным. Записи же в журнале, необходимые для учета и анализа увиденного мероприятия, лучше сделать потом, у себя в кабинете. Не следует забывать также, что хорошим критерием анализа результативности классных часов служат такие данные, как оценки, мнения самих ребят (которые легко выяснить в беседах с учащимися), уровень воспитанности класса в отсутствие классного руководителя.

Любые формы сбора информации, анализа, контроля должны реализоваться при неукоснительном соблюдении педагогического такта по отношению к детям, профессиональной этики по отношению к учителю. И, если после проверки организатора педагог уходит разбитым, подавленным, а дети – испуганными или раздраженными, то такой контроль должен быть решительно отвергнут как приносящий вред процессу воспитания. Любой метод сбора информации, анализа, инспектирования должен быть таким же тонким, таким же воспитывающим, как и сама воспитательная работа.

Умение анализировать – одно из ярких показателей педагогической компетентности организатора. Квалифицированное проведение анализа требует постоянного внимания к развитию педагогической и психологической науки. Знанием этих наук определяется профессиональный уровень, общая культура организатора. Каждый организатор должен глубоко осознать, что работа без психолого-педагогического анализа, без оценки итогов воспитания, деятельность на основе лишь голой эмпирики, житейского опыта, «здравого смысла» сводится к высказываниям сомнительных практических советов и рекомендаций, годных для сиюминутных мероприятий, а потому, как правило, неглубоких, необоснованных и, следовательно, нередко ущербных и даже ошибочных.

Систематический педагогический анализ позволяет организатору выполнить основное требование, предъявляемое партией ко всем трудящимся, к учительству, – повысить качество и эффективность работы.

Утилизация старой мебели вывозим старую мебель.


Работа в школе:

Требования к личности организатора
Деятельность организатора и его личность
Необходимые качества организатора
Требования к выполнению функций организатора
От чего зависит авторитет организатора
Несколько советов начинающему организатору
Общение организатора с учителями