Анализ фактов в процессе наблюдения

«Бригадный метод, – сказал один педагог, – явно себя оправдал, ибо у десяти бригадиров сразу появилась ответственность за свою группу. Они по-хорошему суетились, волновались за качество и темп работы. Эта забота передалась и большинству ребят. И хотя сделали не намного больше, чем в прошлый раз, но производительность была выше, настроение лучше. Комсоргу Наташе У., девочке ответственной, но физически несильной, хрупкой, досталась очень засоренная полоса. Работала старшеклассница напряженно, выбивалась из сил, пот заливал ей глаза, но она очень отстала от других. Интересно, кто же заметит это? Оглянулись Сергей, Лена, Борис, Леша. Заметили, но никакой реакции, продолжают работать. И вдруг Леша решительно пошел назад, к Наташе. Что-то сказал ей и встал на ее полосу, отослав девочку вперед на свою. Почему Алексей, в общем-то эгоист, сделал это? Потому что он сегодня бригадир? Или тут, возможно, личная симпатия? Или что-то новое, неясное? Нужны еще наблюдения. Через полчаса Леша заменил на трудной полосе еще одну девочку, потом другую. Это был хороший внутренний порыв, а возможно, и начало перерождения».

Другой учитель наблюдал, как заканчивали работу: «Одни (перечисляет), выполнив «свою» норму, сразу победно вскидывали руки вверх и ложились отдыхать. Другие тут же помогали товарищам по бригаде. Только четверо, завершив работу с бригадой, пошли помогать ребятам из соседних групп. Вот оно, разное понимание категорий «мое» и «наше». Нужно обязательно об этом завести разговор при разборе дня. Бригадир четвертой группы организовал контроль, который обнаружил, что Володя С, первым закончивший работу и ушедший с поля в лагерь, работал недобросовестно: обрывал верхушки сорняков (оставляя их стебель и корень) так, чтобы сорняк был не выше картофельного куста и издали не заметен. Ребята о чем-то тихо посовещались и перепололи всю полосу заново, но сорняки не сбрасывали в борозды, а собирали в охапки. Что-то задумали. И вот на вечерней линейке под общий хохот вручили ничего не подозревавшему однокласснику «букет» из оставленных сорняков.»

Эти примеры убедительно показывают, как много для анализа воспитательной работы может дать педагогическое наблюдение, если оно становится органической частью учительского труда.

Наблюдение может быть как открытым, так и скрытым от детей. Если учащиеся знают, что за ними ведется наблюдение, это может создать некоторую искусственность в их поведении, работе, отношениях. Однако при хороших контактах, доверительных отношениях организатора с детьми эта искусственность может быть сведена на нет.

Многие факты в процессе наблюдения возникают самопроизвольно и повторить их зачастую нельзя. Для проверки, для укрепления мнения о том или ином поступке, факте, событии необходимы или повторные (нередко очень длительные) наблюдения, или другие, более активные методы анализа, например специальное создание ситуаций, в которых ученик обнаруживает наличие или отсутствие какого-либо качества. Повторяемость фактов в течение длительного наблюдения свидетельствует об устойчивости личности ребенка, о сформировавшейся черте его характера, о возникновении традиций в детском коллективе, о стабильности отношений между детьми или детьми и учителем. Несовпадающие факты требуют особого внимания организатора. Иногда из-за предвзятости прежде всего замечают и фиксируют то, что подтверждает ранее сложившееся мнение, зато оставляют без внимания противоречащие факты. Зная это, необходимо замечать и обязательно искать и анализировать факты, которые противоречат сложившимся суждениям о детях, о коллективе школьников. Такие факты требуют более глубокого анализа, в результате которого они или подтверждают или заставляют пересмотреть первоначальное мнение, уточнить его, а может быть, И существенно изменить.

joycasino официальный сайт.


Работа в школе:

Вопросы для анализа воспитательной работы
Анализируя ответы старшеклассников
Воспоминания выпускников школы
Эффективность работы школы
Анализ воспитательного процесса
Анализируя характер проведённых мероприятий
Анализ и контроль за воспитательной работой